Кстати, конференции предшествовало общее собрание академии, на котором торжественно отметили восьмой юбилей этой общественной научной организации. Единомышленники из республик бывшего СССР решили сохранить единое научно-образовательное поле. В академию входят, как правило, представители высшей педагогической школы, люди, которые так или иначе связаны с подготовкой педагогических кадров, - физики, химики, историки, психологи и т.д.

Сегодня в академии более 1000 действующих членов, которые одновременно работают академиками РАН, РАО, академиками различных зарубежных академий наук (Украины, Белоруссии, Казахстана, Германии, Финляндии, Монголии и т.д.). Единое научно-образовательное поле расширилось до того, что филиал Международной академии наук педагогического образования появился в Финляндии.

Раз в год собирается МАНПО, в первый день решаются чисто академические вопросы, во второй проводится конференция. В этом году академики обсудили такие важные темы, как: «Качество педагогического образования как центральное направление его модернизации», «Интегративные тенденции в системе непрерывного педагогического образования», «Проектирование и конструирование содержания непрерывного педагогического образования», «Профессионально-личностное развитие субъектов педагогического образования», «Техническое обеспечение качества непрерывного педагогического образования».

Острый интерес многих преподавателей и ученых Москвы вызвала дискуссия «Современный учебник в образовательном процессе», которую МАНПО провела как «круглый стол», где каждый мог высказать свое мнение и быть услышанным коллегами.

Книга - лучший подарок всегда

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова передал Киевскому государственному университету, с которым его связывают давние связи, 2000 книг из своей библиотеки. Причем право выбора было предоставлено киевлянам, и они в течение нескольких месяцев самым серьезным образом «формировали подарок». По мнению ректора МГУ академика РАН В. Садовничего, хорошо, когда учебное и научное сотрудничество сопровождается такими конкретными делами, как обогащение университетских библиотек. Подарок с благодарностью был принят первым проректором КГУ им. Т. Шевченко. Передача книг завершала год Украины в России.

По российским стандартам

Приднестровье - край нашенский

Когда существовал единый и могучий СССР, педагогические вузы жили единой жизнью, которую создавали общесоюзные стандарты, программы. Да и законодательное поле в сущности было одно. Не то ныне: бывший СССР стал Союзом Независимых Государств, в каждом теперь свои законы об образовании, свои стандарты, программы. Вузы, в том числе педагогические, находятся под сильным влиянием политической обстановки в тех странах, где работают, а кроме того, на их деятельность оказывают прямое или опосредованное воздействие те страны, с которыми у той или иной бывшей советской республики устанавливаются наиболее близкие отношения.

Как же живут бывшие советские вузы? На вопросы корреспондента «УГ» отвечает ректор Приднестровского государственного университета имени Т.Шевченко, доктор физико-математических наук, профессор Степан БЕРИЛ.

- Что представляет собой ваш университет?

- Это один из вузов юго-западного региона СНГ, который возник на базе Тираспольского педагогического института. В 1992 г. два вуза объединились, и возник такой крупный учебно-научно-культурный центр - 13 факультетов и факультет поствузовского образования, 11 с половиной тысяч студентов, 3 тысячи сотрудников.

- Студенты приезжают к вам, или это местная молодежь?

- Молодые люди в основном из Приднестровья.

- Вы участвовали во Всероссийском съезде ректоров и, конечно, знаете, сколько проблем есть у наших вузов. Какая-то из этих проблем характерна для вашего университета?

- Безусловно, проблемы одни и те же, просто оттенки этих проблем разные. Ректоры все время говорили о региональной специфике, то же можно сказать и о нашем университете, хоть Приднестровье - не регион России. Обучение в нашем вузе идет на трех языках - русском, украинском и молдавском. Поэтому для нас очень важен выбор образовательной модели, стандартов, по сути дела, тех традиций, на которых вуз сегодня осуществляет две самые важные свои функции - образование и воспитание. Мы выбираем российские традиции. В основе этого выбора - понимание, что есть такое надэтническая российская культура, на этом развивается образование нашего края.

- На каком языке абитуриенты сдают экзамены в ваш университет?

- В основном экзамены сдают на русском языке, а украинцы и молдаване по выбору - на украинском или молдавском.

- А подходит ли вам ЕГЭ по типу того, что в порядке эксперимента сдают в России?

- К сожалению, в принципе не подходит. Во-первых, у нас не так много вузов, во-вторых, мы считаем, что государство не должно на этом уровне управлять образованием. Прием студентов нужно доверить вузу, который осуществит этот процесс. Насколько продуктивен или, наоборот, бессмыслен, непродуктивен будет набор, зависит успех университета на выпуске специалистов. Если нам наберет студентов кто-то, если мы изначально не сможем влиять на этот процесс, ничего хорошего не получится. Мы принимаем сам по себе ЕГЭ только как поиск технологий, которые должны помочь современному педагогу работать в вузе, но ни в коем случае не как выкручивание рук и внедрение чего-то, что заведомо даст плохой результат.

- Но к кому тогда вы больше тяготеете - к России или к Молдавии?

- Мы считаем себя частью российского научно-образовательного и культурного информационного пространства, мы не в состоянии как-то по-другому поставить вопрос по определению, поскольку мощность нашей системы образования, мощность того интеллекта, которым располагает наш край, явно недостаточна, чтобы обеспечить получение современного интеллектуального продукта. Сегодня мы понимаем, что такой возможностью обладает только Россия, и помочь нам может только Россия. Даже те страны, которые первоначально заявили о своем приоритете в области образования, сегодня провалились на такие уровни, где о качестве можно говорить только условно.

- Есть ли у вас какие-то проекты дистанционного образования, которые вы реализуете совместно с российскими вузами?

- Есть с Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики, с другими вузами. Но мы считаем, что дистанционными формами нужно пользоваться очень осмотрительно, поскольку в них может скрываться порой и профанация образования. Нельзя заменить педагога, обучение «лицом к лицу» остается единственной полноценной формой, и никакие компьютеры не способны быть альтернативой общению с педагогом.

- А по каким стандартам вы ведете обучение, кто их утверждает?

- Стандарты утверждает наше министерство образования, но они абсолютно идентичны российским стандартам, т.е. в основе лежат стандарты высшего образования России. Наш вуз - единственный в СНГ получил российскую аккредитацию.

- Экспорт образования в Приднестровье из России возможен в будущем?

- А этот процесс начался и идет автоматически, у нас не было ведь никаких альтернатив, кроме России. Это, кстати, нас и спасло. Даже такие страны, которые считали, что обладают сильными собственными образовательными ресурсами, оказались сегодня в очень сложном положении именно потому, что они не опирались в полной мере на интеллектуальную мощь и то, что существовало в эти годы в России. Россию можно сравнить с атомным реактором, и тот, кто правильно смог понять идеи объединения, кооперации, интеграции, смог обеспечить в реальном масштабе времени требуемое научное содержание образования.

- Вы ориентируетесь на российские стандарты образования, а на что ориентируются те школы, которые посылают вам абитуриентов?

- Все уровни образования в Приднестровье работают на основе российских образовательных стандартов.

- А учебники?

Учебники используем российские, базовый набор учебников тоже российский.

- Что вы будете делать, когда в России появятся новые стандарты, новые профильные школы и т.д.?

- Синхронно, не отставая, пойдем вместе с Россией.

Полосу подготовила