В последние годы в связи с гиподинамией угрожающими темпами растет процент детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы: осанки, неправильное развитие стоп, деформации грудной клетки и голеней. Эти состояния еще не болезнь, а лишь предвестники таких серьезных заболеваний, как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Как это ни покажется парадоксальным, нарушение осанки - прямой путь к формированию снижения зрения у ребенка. В 2007 году мы обратили внимание на тот факт, что если среди первоклассников 32% имеют диагноз нарушение осанки, то уже к шестому классу 35% учащихся страдают такими серьезными заболеваниями, как сколиоз и кифоз. Цифры, прямо скажем, нерадостные. Поэтому была разработана программа профилактических мероприятий. Основывались мы на определении, что осанка - привычная поза спокойно, без мышечного напряжения стоящего или сидящего человека. Хорошую осанку, как и любой другой навык, важно и нужно воспитывать. Самостоятельно, без постоянного контроля и примера взрослых ребенок вряд ли сможет выработать правильную манеру держать свое тело. Что же мы включили в программу профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата?

В начале каждого учебного года мы проводим обязательную антропометрию учащихся и подбор соответствующих размеров мебели. На всех партах мы маркером делаем цветные обозначения. Врач Центра образования, периодически посещая уроки, контролирует осанку детей. Для родителей на постоянно действующем стенде размещена информация врача о методах профилактики нарушения осанки в домашних условиях и о правильном подборе детской обуви. Учащимся средней школы врач сообщает эти сведения при проведении бесед, подбирает комплексы физкультминуток соответственно интенсивности урока, обучает преподавателей и воспитателей группы продленного дня грамотному их проведению, а в дальнейшем контролирует и при необходимости корректирует эту работу педагогов. По рекомендации врача в программу урока физкультуры включены элементы лечебной гимнастики, цель которых также профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Гимнастические упражнения проводятся во время разминки и по мере их освоения меняются на новые.
Уроки лечебной физкультуры для учащихся, отнесенных к специальной и подготовительной группам, а также для постоянно или временно освобожденных от уроков физкультуры, проводятся врачом в рамках расписания уроков физкультуры. В эти группы включены также ученики, недавно перенесшие простудные заболевания.
В 2008-2009 учебном году был заключен договор с поликлиникой восстановительного лечения №6, в рамках которого всех учащихся Центра образования №118 один раз в год осматривает врач этой поликлиники направляет их на лечебные процедуры в отделение восстановительного лечения этого медицинского учреждения.
Программа занятий лечебной физкультуры рассчитана на 2 года.
Первый год включает в себя:
- обучение правильному дыханию и освоение дыхательного комплекса, то есть обучение детей синхронизировать деятельность дыхательных и двигательных механизмов, умению соединять различные типы дыхания с различными типами движения;
- обучение регуляции самочувствия с помощью дыхания и самомассажа;
- обучение приемам точечного массажа и самомассажа, в которые входят массаж активных точек головы;
- массаж активных точек кистей и предплечий;
- массаж активных точек голеней и ступней;
- самомассаж всего тела в домашних условиях при помощи жесткой мочалки;
- обучение и выполнение физических упражнений;
- подвижные игры («веселая ходьба», «поезд», «правильная осанка», «переправа с грузом на голове», «делай как я» и другие);
- мышечную релаксацию под спокойную музыку и голос ведущего занятия врача.
Занятие лечебной физкультурой проводится в течение 30 минут обязательно с музыкальным сопровождением. Упражнения на дыхание, самомассаж - 5 минут, музыка медленная. Затем последовательно: первая часть физических упражнений в среднем темпе - 7 минут, вторая часть физических упражнений в быстром темпе под веселую детскую музыку - 7 минут, подвижная игра - 5 минут, релаксация под специальное музыкальное сопровождение - 6 минут.
Второй год проведения лечебной физкультуры подразумевает деление детей на группы соответственно нозологическому принципу. Принципы построения занятия аналогичны принципам первого года, но с соблюдением правил, необходимых при различных заболеваниях. Например, у детей с бронхиальной астмой и часто болеющих основное внимание уделяется дыхательным упражнениям и тренировке удлиненного выдоха, с патологией сердечно-сосудистой системы - общеразвивающим упражнениям, охватывающим все группы мышц, с исключением при этом упражнений, связанных с задержкой дыхания и «натуживанием», с резким ускорением темпа.
Для школьников с СДВГ мы ограничиваем упражнения, вызывающие нервное перенапряжение, особенно это касается подвижных игр.
При заболеваниях желудочно-кишечного тракта значительно уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса.
При подборе упражнений врач учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка и его возраста.
В условиях образовательного процесса в школе почти невозможно четко разграничить группы по нозологическим принципам. Кроме того, подчас ребенок имеет сочетанную патологию. Поэтому мы иногда используем подбор групп по сочетаемым лечебным упражнениям. В 2008-2009 учебном году были сформированы группы второго года обучения в две очереди, каждая из них занималась 1,5 месяца. В первую очередь - группа с ортопедической патологией с неврологическим акцентом, неврологическая с общеукрепляющим акцентом. Во вторую очередь - кардиологическая группа, ортопедическая и неврологическая группа. В этом учебном году лечебной физкультурой у нас занимается 41% учащихся.
Несмотря на наш небольшой опыт проведения занятий ЛФК, уже виден некоторый результат. Если на начало 2007-2008 учебного года было 38% учеников с нарушением осанки, то уже к концу - 26%. На начало 2008-2009 года за счет вновь прибывших детей с нарушением осанки - 41%, а к апрелю после контрольного осмотра врачом поликлиники восстановительного лечения эта цифра уменьшилась до 23,6%.

Считаю, что главный положительный аспект оздоровительной программы в Центре образования №118 в том, что у нас нет детей, не занимающихся физкультурой. Ученики, временно или постоянно освобожденные от урока физкультуры, в обязательном порядке посещают занятия лечебной физкультурой и получают адекватную их состоянию здоровья двигательную активность. Нам удалось добиться того, что в нашем образовательном учреждении нет учащихся, праздно проводящих время на уроке физкультуры.

Мы стараемся следовать истине древних мыслителей: «движение может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства не могут заменить движение».

Е. РОЩИНА, врач ЦО №118