В современной школе отражаются все непростые обстоятельства и коллизии «взрослой» жизни. Умение разбираться в нормах совместной жизни с другими людьми, морально-этических и правовых, понимание как своих прав, так и обязанностей, умение вести себя ответственно, разрешать конфликты не силой, а путем переговоров, с учетом интересов других людей ребенок приобретает с раннего возраста и на протяжении долгих лет взросления. Помочь ему в этом может специалист в области ювенальной юридической психологии, получивший в рамках магистратуры подготовку по различным направлениям психологии, соответствующим разделам права, обладающий практическими навыками в работе с детьми и подростками. В сферу компетенции такого психолога входит как первичная профилактика девиантного поведения, предполагающая работу со всеми учащимися, так и вторичная - специальная фокусировка на группах риска, детях и подростках, склонных к отклоняющемуся поведению, помощь им в преодолении подобных тенденций.

Особую проблему для психологов представляет необходимость выступать в качестве специалиста или эксперта в суде по делам несовершеннолетних в уголовном или гражданском процессе, сопровождать детей при их участии в следственных действиях. Здесь обязательны специальные знания и умения, позволяющие ориентироваться в правовом контексте, соблюдать законные интересы ребенка, профессионально предоставлять юристам необходимую психологическую информацию. Помимо этого психолог должен быть способен оказывать психологическую помощь детям, подросткам и их семьям, находящимся в трудных жизненных и юридически значимых ситуациях, например, когда ребенок становится жертвой противоправных действий.
Помимо владения специальными знаниями и практическими навыками психолог, работающий в этой новой области, должен быть исследователем, способным разработать и реализовать научный и научно-практический проект.
Получая степень магистра по завершении двухлетней программы «Ювенальная юридическая психология», выпускник может:
    разрабатывать исследовательские и научно-практические проекты в сфере юридической психологии;
    разрабатывать и осуществлять психологические программы, направленные на обеспечение наилучших интересов детей и подростков;
    обеспечивать психологическую профилактику девиантного поведения детей и подростков;
    проводить социальную и психологическую реабилитацию и психологическое сопровождение детей и подростков (с девиантным поведением, а также жертв насилия и жестокого обращения) совместно со специалистами смежных дисциплин (юристами, медиками, педагогами, социальными работниками);
    осуществлять сопровождение детей и подростков в суде (подсудимых, потерпевших, свидетелей);
    проводить экспертные психологические исследования детей и подростков, выступать в качестве экспертов и специалистов в суде по делам несовершеннолетних;
    разрешать конфликты с помощью методов медиации в рамках восстановительного подхода в школах и судах.
Для обучающихся в магистратуре организуется практика в ведущих профильных научно-практических учреждениях (Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского); учреждениях образования (общеобразовательные школы, учреждения для подростков с девиантным поведением, психолого-медико-социальные центры), социальной защиты (социальные приюты и социально-реабилитационные центры), департамента молодежной и семейной политики; городских и муниципальных структурах (органы опеки и попечительства, КДН и ЗП); психологических и семейных консультациях; правоохранительных органах и органах юстиции (МВД, ФСИН). По окончании обучения возможно трудоустройство по месту практики.

Программа специалитета «Педагогика и психология девиантного поведения»
В 2011 году в Московском городском психолого-педагогическом университете начинается реализация программа подготовки специалистов по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» (5 лет обучения). Она имеет несколько направлений и готовит выпускников для работы в образовательных учреждениях. Деятельность специалистов ориентирована на профилактическую работу, формирование у детей и подростков знания своих прав и обязанностей, социально ответственного поведения, навыков конструктивного разрешения возникающих в общении проблем и конфликтов. Кроме того, выпускники будут способны работать с детьми и подростками группы риска, оказывая им психологическую и социально-педагогическую помощь и поддержку. Специальное направление подготовки дает обучающимся компетенции, позволяющие им вести работу с подростками с девиантным поведением и склонным к совершению правонарушений (состоящими на учете в ИДН, условно осужденными), способствовать их социализации и интеграции в общество.

Дополнительную информацию по обеим программам можно получить на сайте факультета юридической психологии МГППУ www.jp.mgppu.ru или по телефонам (495) 632-9997 и (499) 256-6055.