В потоке телевизионных новостей то тут, то там всплывают репортажи о героических (по сегодняшним меркам!) фактах альтруизма волонтеров-иностранцев, время от времени появляющихся в детских домах или приютах. Люди, ведомые разными идеями, убеждениями, позициями, все же сходны в одном - нужно оказывать конкретную безвозмездную помощь тем, кто остро в ней нуждается. Помощь эта точечная, адресная, ситуативная. Спасибо иностранцам-добровольцам, которые по разным убеждениям, но добровольно приезжают помогать нашим нуждающимся согражданам, однако и нам, россиянам, грешно не заниматься тем же.

Поиск национальной идеи на государственном уровне, дискуссии о новых концепциях и технологиях воспитания, общественная полемика о необходимости развивать волонтерское движение в образовательных учреждениях пока еще не привели к единству мнения: «Выход найден!». А тем временем на протяжении многих лет в системной работе с обучающимися и студентами московского строительного колледжа №26 волонтерское движение не просто развивается, а стало нормой воспитания студентов. Ясная и простая идея «доброго действия» - реальной помощи, которую ты можешь оказать, которая тебе по силам и профессиональным возможностям, помощи тому, кто живет рядом и в этом нуждается, - старикам и детям. Такая педагогическая идея директора колледжа Юрия Кокарева стала философией реальных дел многих тысяч студентов, а теперь уже и выпускников строительного колледжа №26.
Силами студентов - будущих строителей, реставраторов, автомехаников, столяров, плотников, маляров отремонтированы за эти годы 400 квартир ветеранов войны и тружеников тыла, живущих в районе Люблино Юго-Восточного округа. Безвозмездно, добровольно, качественно оказано более 4000 различных видов строительно-ремонтных услуг в квартирах ветеранов, школах и детских садах района Люблино. Волонтерские ряды 26-го колледжа ширятся, они включают нынче несколько отрядов: «Забота», «Поиск», «Порядок», «За здоровый образ жизни», «Наша память жива».
Добровольцы отряда «Поиск» в течение многих лет проводят экспедиции в Московской, Тверской, Смоленской, Псковской, Тульской, Ленинградской, Мурманской областях. Студенты подняли и захоронили более 1200 останков погибших защитников Родины, нашли более 800 реликвий Великой Отечественной войны.
Добровольцы отряда «Наша память жива» ведут сбор материалов о ветеранах войны района «Южнопортовый» ЮВАО, встречаются с ветеранами, создают видео- и аудиолетопись воспоминаний ветеранов. На базе колледжа люблинские волонтеры открыли курсы компьютерной грамотности для ветеранов войны, тружеников тыла и ветеранов педагогического труда. В настоящее время волонтеры обучили компьютерной грамотности более 100 ветеранов районов Люблино и Южнопортовый. Постоянным для волонтеров стало шефство над памятниками в районе Люблино - дважды Герою Советского Союза А.В.Авдееву и Герою Советского Союза И.М.Астахову, Герою Советского Союза М.П.Судакову и работникам станции аэрации, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
О феномене 26-го колледжа знает широкая общественность. Люблинские волонтеры активно сотрудничают со многими организациями и учреждениями города - Российским комитетом ветеранов войны и военной службы, городским советом ветеранов, районными советами ветеранов, управами и управлениями по социальной защите населения ЮВАО.
Волонтерская деятельность строительного колледжа №26 получила признание и положительную оценку, выраженную многочисленными грамотами и благодарственными письмами Департамента образования, Правительства Москвы, Московской городской Думы, Министерства образования и науки РФ, Российского комитета ветеранов войны и военной службы.
О волонтерском альтруизме 26-го колледжа написаны десятки статей, педагогический опыт апробирован на конференциях разного уровня, защищены диссертации, идет экспериментальная работа, педагогическое сообщество получает рекомендации по внедрению и распространению уникального опыта, остро необходимого для воспитания современного юношества.
Ноу-хау люблинских волонтеров заключается в целостной программе воспитательной работы педагогического коллектива колледжа. Ключевые позиции - милосердие, забота, связь поколений и исторической памяти, технологии реального дела, помощи профессиональным трудом и умением. Однако здесь следует остановиться да призадуматься. Программ и подпрограмм можно придумать множество, а как воплотить эти проекты в системную деятельность целого коллектива преподавателей и студентов? Административное решение? Управленческие действия? Педагогический проект? Как вовлечь в добровольчество по указанию сверху? Можно ли стать добровольцем по принуждению?
Я отправилась на Цимлянскую улицу, где расположены одна из шести площадок колледжа и студенческое общежитие и живут дети-сироты, обучающиеся в колледже. Чистота и порядок в колледже всегда. В холлах стоят кресла и столики, изготовленные руками студентов, - здесь юноши и девушки в свободное время играют в шахматы. Проходишь по колледжу - ребята привстают и искренне здороваются. Спокойно, радостно, уютно, как дома. Колледж для ребят - дом!
Пообщавшись с преподавателями, мастерами производственного обучения, студентами, побывав в четырех музеях и комнатах боевой и трудовой славы колледжа, посетив классный час в одной из студенческих групп, я прочувствовала атмосферу 26-го колледжа - прозрачную в своей нравственной чистоте атмосферу добра, доверия, требования. Отношение к студентам тут как к собственным детям. Уважение друг к другу абсолютное. Доверие к идеям педагогов у ребят искреннее! Нравственные постулаты сомнению не подлежат: хочешь чувствовать себя настоящим человеком - помогай другому. Никакого противоречия, ведь так и у великих писателей написано - библиотека в колледже большая, ребята книги и газеты читают.
Добровольчества по принуждению не бывает. Добровольчество возникает из синтеза внутренней мотивации личности на совершение доброго дела, социального заказа, общественного призыва, а еще - вдохновляющего образца, примера. Сам директор Юрий Кокарев и педагогический коллектив осуществляют свою ежедневную работу как подлинное служение главному делу жизни. Открытость добра и готовность к добру - нравственная норма педагогического коллектива. Это вдохновляет. Юношество этот образец принимает глубоко личностно.
Безвозмездность реального дела, конкретной помощи, именуемая волонтерством, для ребят из 26-го колледжа - норма жизни, замечу, бытовой жизни. Помыть окна, покрасить рамы, полить цветы, отремонтировать замок, привести в порядок двор, починить утюг - норма бытового общежития людей, имя которым - граждане, горожане, москвичи, соседи. Вот такая простая формула отношения ребят к собственным делам. Вопреки атакам массмедиа типа «Молодежь выбирает пепси», «Кто идет за «клинским»?», «Оторвись по полной!».
Вопреки массовой потребительской культуре индивидуализма 26-й колледж остается оазисом волонтерства, потому что сами педагоги - добровольцы учительского подвижничества, которые своим примером подвигают на добрые дела своих учеников.
Конечно же, люблинских волонтеров не 26, а неисчислимо больше. Просто теперь число 26 для Москвы - бренд волонтерского подвижничества профессионального образования.