Семинар проводился по таким направлениям:
    Управление развитием в условиях модернизации образования.
    Эффективность новых организационно-экономических механизмов в рамках модернизации образования (НПФ, НСОТ).
    Эффективность расширения общественного участия в управлении образованием и участия СМИ в формировании новых представлений о качестве образования.
    Эффективность системы оценки качества в модернизации образования.
Конечно, сразу возникает вопрос о том, почему на такой важный семинар, предполагающий работу с экспертами по КПМО, был приглашен коллектив из Южного округа. Дело в том, что в течение практически двадцати лет под руководством Нины Минько в этом округе шла серьезная работа по созданию оптимальной экономической модели управления системой образования. До сих пор я храню первую брошюрку в красной обложке «Год в законе», где были описаны первые шаги ЮАО в этом направлении. С тех пор шагов было много, и самых разных, например по созданию управляющих советов. На семинар пригласили, разумеется, не всех директоров школ из округа, а лучших, которые уже имеют значительный опыт работы в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности. Но даже у них в первый же день работы семинара современная проблематика оценки качества образования и влияния финансово-экономических механизмов на повышение качества образования вызвала значительное количество вопросов и сомнений. Эксперты и управленцы вместе проанализировали имеющиеся представления о качестве образования, эффективности финансирования образовательных учреждений и действующей системы оплаты труда учителей.
Сегодня многие представители властных структур без устали говорят о том, что московские школы имеют хорошие деньги из бюджета и живут как баре в отличие от своих коллег в регионах России. Но почему-то при этом школы столицы никак не могут обойтись без родительских средств. Дело в том, что в утвержденные нормативы финансирования не включена значительная часть учебных расходов (учебники, информатизация учебного процесса), а в часть расходов, оплачиваемых из норматива, входят расходы целевых программ города Москвы (безопасность, транспорт по доставке питания, питьевой режим).
Средняя зарплата педагогов в столице превысила 35 тысяч рублей, и это на фоне других регионов тоже замечательно, но все это происходит без учета эффективности и качества работы учителей. Существует несколько десятков доплат, имеющих статусный характер или введенных за внеурочную работу. При существующей системе оплаты труда в рамках фонда заработной платы у школ Москвы нет возможности эффективно стимулировать учителей за качество работы, а перечень и размер доплат за внеурочную работу, установленный постановлением Правительства Москвы, по мнению специалистов, требует значительных изменений.
При обсуждении вопросов качества образования участники семинара рассмотрели критерии оценки, показатели и измерители, возможные формы участия общественности в оценке качества образования, механизмы установления связи оплаты труда учителей и руководителей ОУ с качеством образования.
Руководители ОУ считают принципиально важным изменить порядок финансирования ОУ (в соответствии с оказываемыми услугами) и структуру норматива на обеспечение образовательного процесса, зафиксировав такие общие требования к новой системе оплаты труда:
    Утвердить на уровне Департамента образования рамочное примерное положение о новой системе оплаты труда, в соответствии с которым каждое учреждение сможет вводить систему оплаты труда, учитывающую особенности учреждения.
    Не фиксировать соотношения базовой и стимулирующей частей ФОТ, а дать возможность самому учреждению устанавливать это соотношение.
    Дать возможность учреждениям самостоятельно устанавливать доли учебных расходов в объеме доведенных по нормативу средств (при условии, что учебные расходы будут включены в норматив).
    Ввести ученико-час как единственно возможную базовую единицу для эффективного формирования зарплаты учителя в школах Москвы.
Директора школ ЮАО выразили готовность участвовать в разработке и апробации нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по:
- формированию и доведению средств норматива до школ;
- формированию государственных заданий школам;
- разработке и реализации НСОТ в рамках пилотных проектов.
Группа руководителей школ предложила с 1 января 2011 года изменить условия оплаты труда руководителей школ в зависимости от средней заработной платы педагогов в учреждении, проведя изменение условий оплаты труда руководителей школ через перезаключение трудовых договоров с ними. Часть директоров школ ЮАО готовы к переходу в АУ, но их пока останавливает то, что нет гарантий по доведению до учреждения средств по нормативам в разрезе услуг.
Но директора внесли еще и конкретные предложения по этапам введения НСОТ, НПФ и развитию сети школ Москвы, а также по структуре норматива финансирования. Сегодня уже есть материалы для всеобщего обсуждения проектов в педагогическом сообществе, с тем чтобы сделать те или иные предложения во благо развития системы столичного образования.
Как предложено выстраивать отношения с директором школы?
Условия нового контракта с директором школы Москвы
ЗПдир= СрЗПосн. раб. х К.
Основной работник учитель - для общеобразовательной услуги, а по услуге допобразования основной работник еще и педагог допобразования.
К1 = 1; до 300 учащихся.
К2 = 1,5; 300-400 учащихся.
К3 = 2; 400-500 учащихся.
К4 = 2,5; 500-700 учащихся.
К5 = 3; 700-1000 учащихся.
К6 = 3,5; 1000-1200 учащихся.
К7 = 4; более 1200 учащихся.

Кратность руководителю устанавливается при условии, что ФОТ руководителя и его заместителей не более 13,5% от ФОТ учреждения, а зарплаты заместителям директора устанавливаются в пределах этого ФОТ с учетом зарплаты директора.
 
Требования к расчету средней зарплаты учителя
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России №167н при расчете учитывается  количество учителей по основной должности и учителей - внешних совместителей.

Предложения по изменению порядка финансирования
Структура норматива на обеспечение образовательного процесса:
1.    ФОТ.
2.    Расходы на обеспечение условий образовательного процесса.
2.1.    Учебные расходы:
    Учебники и учебные пособия.
    Библиотечный фонд.
    Учебное оборудование.
    ИКТ и расходы на его обеспечение, трафик, программное обеспечение.
    Расходы на техническое обслуживание ИКТ и ТСО.
    Учебная и лабораторная мебель.
    Канцтовары.
    Развивающие игры и игрушки.
    Спортивное оборудование.
    Расходные материалы для ИКТ, ТСО и др.
    Расходы на образовательные поездки, экскурсии, походы, экспедиции (при условии включения их в образовательную программу и расписание). Проблема: как оценивать работу детей в этом виде деятельности?
2.2. Иные расходы (для обеспечения ФГОС):
    Мебель и оборудование для организации питания.
    Расходы на обслуживание этого оборудования.
    Медицинская мебель и оборудование.
    Медикаменты.
    Хозтовары и услуги.
    Транспорт и его обслуживание.
    Транспортные услуги.
    Строительные материалы.
2.3.    Расходы на коммунальные платежи и текущий ремонт здания.
В этом предложении важно то, что есть возможность перераспределения финансовых средств.

Предлагаемые принципы нового прядка финансирования
    Расчет норматива логичнее производить по ступеням школы, так как стандарт утверждается на начальное, среднее основное, среднее полное образование.
    Объем субсидии рассчитывается по формуле
Q = N х k
где:
Q - объем субсидии;
N - норматив на обеспечение образовательного процесса;
K - количество учащихся.
    Объем субсидии в полном объеме доводится до образовательного учреждения.
    Проблема децентрализации закупок.
По мнению руководителей ОУ,  для обеспечения эффективности бюджетных расходов на образование необходимо децентрализовать обеспечение ОУ учебниками.
- Возможность децентрализации закупок содержится в 83-ФЗ (отмена сметного финансирования).
- При децентрализации закупки будут соответствовать образовательной программе ОУ, становятся возможными оперативность и рациональность решений, ликвидируется склонность к сомнительному накопительству («Пусть будет!»).
- Исключается коррупционная составляющая организации закупок.
 При этом важно то, что децентрализация закупок не исключает возможности совместных торгов и сетевого взаимодействия.

Иные источники финансирования
    По дополнительным государственным заданиям - на образование детей с особыми образовательными потребностями, инвалидов.
    По ведомственным целевым программам.
    По инвестиционным программам (капитальное строительство и реконструкция).
    Внебюджетные средства ОУ.
    Конкурсные, грантовые программы (для школ, берущих на себя определенные обязательства).
ЦБ или своя бухгалтерия?
В целом этот вопрос должно решать само ОУ. При условиях реформирования, реструктуризации целесообразным представляется вариант создания своей бухгалтерии. ЦБ в этом случае служит методическим и консалтинговым центром, страхует ОУ от возможных ошибок.

Финансирование лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов
При принципиальном едином нормативе это финансирование остается проблемой, при решении которой возможны такие варианты:
    Дополнительное финансирование при высоких результатах (фонд качества, гранты или другое).
    Увеличение норматива на способного ребенка, нуждающегося в повышенном уровне образования.
Какие школы в Москве будут признаны малокомплектными?
    Те, которые не могут обеспечить полную учебную нагрузку всем учителям, при этом в категорию малокомплектных попадают школы с численностью обучающихся менее 500 учащихся.
    Те, которые не имеют возможности обеспечить свою деятельность при имеющемся нормативе.

Предложения на техническое задание по оценке качества
1.    Разработка программного обеспечения для учета индивидуальных достижений учащихся (автоматизированной системы учета).
2.    Разработка программного обеспечения для оценки взаимоотношений между учителем и учащимися.
3.    Разработка новых подходов к системе учебных достижений учащихся.
4.    Разработка требований к учителю новых ФГОС.
5.    Разработка программ по оценке профессиональной компетентности учителя (процедура аттестации). Рекомендации аттестационной комиссии должны быть известны администрации (Закон о персональных данных).
6.    Изменение философии ЕГЭ и ГИА.
7.    Изменение в философии подготовки будущих учителей в вузах.
8.    Разработка новых требований к образовательным программам (программам развития) ОУ в связи с появлением государственного заказа.
9.    Разработка и согласование с руководителями ОУ матрицы для составления рейтинга ОУ.
10.     Обеспечение ОУ индивидуальной траектории развития учащегося (необходимы критерии оценивания).
11.     Определение того, за какие результаты образовательной деятельности школа несет ответственность и в какой мере (например, школа не может влиять на генетический уровень способностей, отношения в семье, уровень дохода семьи, социально-демографические характеристики семей, и этот фактор надо учитывать при рейтинговании школ).

Предложения по пакету представляемых документов на комиссию по заключению контрактов
    Цели проведения экспертизы:
- определение уровня профессионализма и компетентности руководителей школ;
- проведение открытого исследования по вопросам эффективности деятельности руководителей школ;  
- вовлечение представителей гражданского сообщества в оценку деятельности руководителей школ;
- создание банка данных и развитие системы мониторинга профессиональных достижений руководителей школ;
- заключение контракта с руководителями ОУ.