Комиссия осуществляла свою деятельность в соответствии с задачами и полномочиями, определенными регламентом Московской городской Думы, планами законотворческой деятельности и другими документами МГД. Вопросы, находившиеся в центре постоянного внимания комиссии, были связаны с развитием системы образования и молодежной политики в городе Москве.
Законодательная деятельность комиссии была направлена на совершенствование нормативной правовой базы Москвы в области образования и молодежной политики.

На заседаниях комиссии были рассмотрены проекты законов Москвы:
- «О внесении изменений в статью 22 Закона города Москвы от 20 июня 2001 года №25 «О развитии образования в городе Москве»;
- «О внесении изменений в статью 11 Закона города Москвы от 10 марта 2004 года №14 «Об общем образовании в городе Москве»;
- «О внесении изменений в статьи 15 и 18 Закона города Москвы от 20 июня 2001 года №25 «О развитии образования в городе Москве»;
- «О внесении изменений в статью 15 Закона города Москвы от 10 марта 2004 года №14 «Об общем образовании в городе Москве»;
- «О бюджете города Москвы  на 2011 год» (в части вопросов, относящихся к ведению комиссии).

28 апреля 2010 года Московская городская Дума приняла закон Москвы №16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», работа над которым была начата комиссией еще в 2009 году.
Важнейшими вопросами, рассмотренными комиссией в 2010 году,  были вопросы обеспечения конституционного права граждан на общедоступное и бесплатное начальное общее образование при приеме в первые классы государственных общеобразовательных учреждений Москвы и подготовка в связи с этим проектом закона Москвы «О внесении изменений в статью 11 Закона города Москвы от 10 марта 2004 года №14 «Об общем образовании в городе Москве».
26 мая 2010 года Московская городская Дума приняла закон Москвы №23 «О внесении изменений в статью 11 Закона города Москвы от 10 марта 2004 года №14 «Об общем образовании в городе Москве».
Комиссией была проведена большая работа по вопросу перехода системы образования города Москвы на новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, рассмотренному на депутатских слушаниях 2 марта 2010 года.     В ходе обсуждения готовности  столичной системы образования к переходу на новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС) была выявлена необходимость материально-технического обеспечения образовательного процесса как для 186 образовательных учреждений, которые начали апробацию ФГОС с 1 сентября 2010 года, так и для всей системы образования, которая должна осуществить поэтапный переход на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования с 2011 по 2014 год.
В результате совместной работы комиссии и исполнительной власти города по  этому вопросу распоряжением Правительства Москвы от 1 июля 2010 года №1338-РП «О выделении средств из резервного фонда» были выделены необходимые для реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования финансовые средства в объеме 401 млн рублей для 186 образовательных учреждений, принимающих участие в апробации ФГОС.
По результатам рассмотрения на комиссии вопроса «О бюджете города Москвы на 2011 год» (в части вопросов, относящихся к ведению комиссии) были подготовлены поправки в расходную часть проекта бюджета города Москвы, предусматривающие увеличение расходов Комитета информационных технологий города на поставку средств информационных и телекоммуникационных технологий для оснащения образовательных учреждений города Москвы, переходящих на работу в условиях нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2011 году.
Комиссия продолжила свою работу по рассмотрению вопросов реорганизации государственных образовательных учреждений: государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г.Разумовского» в форме присоединения к нему государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности», федерального государственного образовательного учреждения «Кадетская школа «Второй Донской императора Николая II кадетский корпус», Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Димитровградский механико-технологический техникум молочной промышленности», федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Омский химико-механический колледж» и федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Омский колледж торговли, экономики и сервиса».     Комиссия приняла решение  о согласовании реорганизации  этих учебных заведений. Решение комиссии было направлено в Министерство образования и науки Российской Федерации.

В 2010 году комиссия  рассмотрела проекты постановлений Московской городской Думы:
- «О проекте федерального закона №293588-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и в статью 9 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» (в части создания дополнительных условий для реализации конституционных гарантий прав граждан на пользование родным языком, на свободный выбор языка воспитания и обучения)»;
- «О проекте федерального закона №293582-5 «О внесении изменений в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в части профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений)»;
- «О проекте федерального закона №290378-5 «О внесении изменения в статью 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в части расширения перечня типов образовательных учреждений)»;
- «О проекте постановления Московской городской Думы «Об отзыве на проект федерального закона №354069-5 «О внесении изменения в статью 12 Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- «О проекте постановления Московской городской Думы «Об отзыве на проект федерального закона №379387-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования»;
- «О проекте постановления Московской городской Думы «Об отзыве на проект федерального закона №272334-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- «О проекте постановления Московской городской Думы «Об отзыве на проект федерального закона №231678-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Было принято решение рекомендовать Московской городской Думе поддержать положительные отзывы на проекты федеральных законов №№293588-5, 293582-5, 354069-5, 379387-5, 272334-5, 231678-5,  а также отрицательный отзыв на проект федерального закона №290378-5.

На заседаниях комиссии были рассмотрены вопросы:
- «О развитии детского общественного движения в городе Москве»;
- «О коллективном обращении инициативной группы граждан о содействии в восстановлении  на территории ВВЦ научно-образовательного центра для детей и молодежи»;
- «О мерах по трудоустройству в 2010 году выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования в городе Москве»;
- «О результатах проверки Контрольно-счетной палатой Москвы законности и эффективности использования бюджетных средств на организацию питания в государственных образовательных учреждениях».

В течение  2010 года комиссия взаимодействовала с органами исполнительной власти Москвы по вопросам образования и молодежной политики.
В планах работы комиссии предполагается рассмотрение вопросов, связанных:
- с обеспечением общедоступного дошкольного образования,  снижением очередности в ДОУ, в том числе  путем установления компенсации родителям детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не обеспеченных местами в дошкольных образовательных учреждениях;
- с реализацией закона Москвы «О молодежи», в том числе в области поддержки молодежи в жилищной сфере, в сфере культуры и научно-технического творчества, поддержки молодых семей, в области профилактики негативных проявлений в молодежной среде и т. д.
Также  мы предполагаем рассмотреть возможности кодификации законодательства Москвы в области образования  для систематизации, упорядочения и объединения норм действующих законов, как регулирующих отношения, непосредственно связанные с получением гражданами образования различного уровня и направленности, так и в иных областях, но в том числе регулирующие отношения, связанные с получением образования или с предоставлением дополнительных социальных гарантий в связи с получением образования, исключения из них дублирующих и избыточных положений и создания в результате  этой работы единого законодательного акта в форме закона или кодекса «Об образовании в городе Москве».

Виктор КРУГЛЯКОВ, председатель Комиссии по образованию и молодежной политике Московской городской Думы

Информация к сведению


Председатель комиссии по образованию и молодежной политике Виктор Кругляков при обсуждении проекта бюджета Москвы на 2011 год поставил вопрос о целесообразности финансирования проекта «Школьное телевидение». Размер финансовых вливаний - 80 миллионов рублей. «Школьное телевидение» - общественная организация, получающая субвенцию на установление антенн и проведение разводки под кабельное телевидение в школах. Это позволяет школам смотреть в режиме онлайн обучающие передачи. Как показывает практика, учителя общеобразовательных школ не пользуются возможностями онлайн-трансляций, так как ТВ-программы не совпадают со школьным расписанием. Виктор Кругляков задал вопрос: а не проще ли один раз выкупить эти обучающие программы и разместить их в системе «Интернет» в общем доступе, чем тратить каждый год по 80 миллионов рублей из бюджета? Виктор Кругляков отметил, что ОАО «Московский учебник и картолитография» целевым образом получает в 2011 году 1 миллиард 370 миллионов рублей, при этом нет ответа на вопрос: Москва действительно ежегодно нуждается в том количестве учебников, которые печатает ОАО, или и здесь есть ресурс для оптимизации. Виктор Кругляков обратил внимание на то, что нет статей расходов, поддерживающих принятый в прошлом году Закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», а ведь в Москве детей этой категории, нуждающихся в обучении, 4 тысячи.
 Виктор Кругляков также обратил внимание на то, что субвенции на приобретение оборудования для перехода на новые стандарты образования напрямую перечисляются определенной коммерческой структуре, что предназначенный на электронные приложения 1 млрд рублей без конкурсных процедур отдают конкретной структуре, и огорчился, что его поправка, в которой речь идет об исправлении этой ситуации, была отклонена.