- Проект столичного бюджета в этот раз переверстывали неоднократно и обсуждали очень долго. Результат получился неоднозначным - одновременно с сохранением его общей социальной направленности сохранил свою остроту вопрос, что будет с зарплатами столичных педагогов.

50% расходов нового столичного бюджета адресовано социальной сфере. Причем самый большой объем - на систему образования. Это почти 245 млрд рублей, или 19% всех бюджетных расходов. По объему финансирования образование в столице находится на втором месте после жилищно-коммунального хозяйства, значительно опережая и здравоохранение, и культуру, и спорт. Более того, в сравнении с 2010 годом увеличение бюджетных расходов на образование составит 15% (в то время как на здравоохранение и культуру соответственно 11,4 и 7%). Вырастет и фонд оплаты труда - на 3% с 1 января и на 5% с 1 августа, что в целом за год обеспечит прирост в 8,15%.
Структура расходов образовательного бюджета столицы выглядит следующим образом: 115 млрд рублей предполагается потратить на общее образование, более 20 млрд руб. - на среднее профессиональное и более 6 млрд руб. - на высшее профессиональное образование.

Безусловно, позитивное обстоятельство - сохранение в бюджете средств на молодежную политику и оздоровление детей (более 7 млрд руб.), поддержку федеральных вузов (950 млн руб.).
Так что выглядит новый столичный бюджет для системы образования весьма насыщенным. Однако, по мнению профсоюза, ключевую проблему, а именно фактическое ухудшение материального положения педагогов, он, несмотря на все позитивные моменты, увы, не снимает.
Если в первой половине 2010 года средняя зарплата работников московской системы образования не отставала от среднего уровня оплаты труда в других сферах экономики столицы, то к настоящему времени она стала на 25-30% ниже. По мере выхода из экономического кризиса коммерческих структур, производства и торговли оплата труда в них росла. В образовании же, наоборот, размер зарплат был заморожен, то есть реальные доходы работников в связи с инфляцией падали.
Запланированное увеличение фонда оплаты труда не изменит сложившейся тенденции. Ведь параллельно с восьмипроцентным увеличением ФОТ вырастут и отчисления из него в страховые фонды, причем на те же 8% (с 26% до 34%).
В то же время за 2011 год в Москве намечено повышение МРОТ - до 10500 рублей с 1 января и до 10900 рублей с 1 июля. Профсоюзы всегда выступали и выступают за повышение минимальных зарплат. Указанные параметры МРОТ были зафиксированы в Московском трехстороннем соглашении, и это мы считаем важным достижением. Однако для обеспечения этого решения в образовательном бюджете кроме уже названных 8% ничего не предусмотрено. Кроме того, за счет фонда оплаты труда теперь будет оплачиваться еще один день по больничным листам, а это также дополнительный расход.
Для покрытия возросшей нагрузки заложенного в бюджете увеличения фонда оплаты труда, может быть, и достаточно, но вряд ли его хватит для сохранения уровня зарплат работников образования.
В процессе рассмотрения бюджета Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования обращалась в Мосгордуму с просьбой учесть все эти обстоятельства и внести в проект соответствующие поправки. В письме, направленном председателю Московской городской Думы Владимиру Платонову, председателю Комиссии Московской городской Думы по образованию и молодежной политике Виктору Круглякову и председателю Комиссии Московской городской Думы по социальной политике и трудовым отношениям Михаилу Антонцеву, мы прямо указали, что «индексация фонда оплаты труда в указанных выше размерах будет в 2011 году полностью направлена на обеспечение затрат работодателей. Работники при этом никак не ощутят на своей заработной плате индексации, заложенной в проекте бюджета».
Ответ пришел только от Михаила Антонцева: «Ваше обращение, поступившее в Московскую городскую Думу, легло в основу рассмотрения расходной части бюджета города Москвы на 2011 год на бюджетно-финансовой комиссии МГД 6 декабря 2010 года. Однако в ходе обсуждения, в ответ на приведенные доводы, размер бюджетных ассигнований на заработную плату увеличить не удалось, вместе с тем были заверения, что заработная плата будет проиндексирована на 3% с 1 января и на 5% с 1 сентября в соответствии с трехсторонним соглашением, как, впрочем, и повышение страховых тарифов государственных социальных фондов. И на это средств достаточно, а также в случае обоснованности дополнительных бюджетных средств при переходе на новую систему оплаты труда дополнительные финансовые ресурсы могут быть выделены из резервного фонда».
Таким образом, даже на финансирование введения новой системы оплаты труда в бюджете средств не зарезервировано, что вызывает у профсоюза большую обеспокоенность. Новую систему зачастую представляют как дополнительный ресурс увеличения зарплат бюджетников. Однако вполне очевидно, что без увеличения фонда оплаты труда зарплаты можно повышать только за счет сокращения штатов, а это как раз то, против чего профсоюз категорически возражает. Кстати, какой будет новая система оплаты труда, до сих пор так и не понятно. Нет нормативной базы, не ведется разъяснительной работы в трудовых коллективах.

Недавно мы провели блиц-опрос, в котором приняли участие 587 работников детских садов, школ и гимназий из разных округов. Целью опроса стало выявление информированности педагогов о новой системе оплаты труда. В результате картина получилась следующей:
- 44% опрошенных не ждут от введения НСОТ ничего хорошего;
- 35% ожидают в связи с ее введением сокращения штатов, причем 16% не исключают, что сокращения и снижение нагрузки коснутся их самым непосредственным образом;
- 33% считают неизбежным начало конфликтов в коллективах, в том числе между работниками и администрацией;
- для 20% введение НСОТ ассоциируется с ростом административного произвола;
- для 50% опрошенных новая система оплаты труда означает существенный рост количества бумажной работы.

Позитивные ожидания от введения новой системы (увеличение зарплаты) высказали лишь 25%. 3% считают, что ничего не изменится. 9% участников опроса «ничего не знают» о том, что такое НСОТ. При этом стоит учесть, что в опросе принимали участие в основном активные члены профсоюза, то есть люди по определению более осведомленные в вопросах трудовых отношений и экономики образования, а значит, в реальности процент «ничего не знающих» намного выше, чем показывает наше исследование.
Очень жаль, что мнение Московской городской организации при подготовке бюджета Москвы на 2011 год не было услышано. Принятый в итоге документ вызывает серьезные опасения. Но мы все же надеемся, что наши опасения будут развеяны в самое ближайшее время, что средств так называемого резервного фонда хватит на полноценное финансирование введения новой системы оплаты труда и что средства эти будут выделены.