Сознавательный интерес - естественное природное качество любого ребенка. Почему же происходит так, что с приходом детей в школу многое меняется, почему они перестают задавать вопросы, позволяющие открывать ученику окружающий мир? Почему снижаются успехи в личностном и познавательном развитии? При переходе же учащихся в 5-й класс познание окружающего мира для многих становится принудительной обязанностью. Всегда ли дети в этом возрасте получают от нас ответы на свои вопросы? Как сделать так, чтобы учитель заметил и поддержал зарождающийся познавательный интерес ребенка?

В школах нашего округа ученики 5-11-х классов проводят исследования и разрабатывают проекты. Для большинства учащихся проектная деятельность сегодня наиболее актуальна, так как позволяет воплотить собственные идеи на практике, сделать замысел реальностью, когда нет готовых рецептов. Очевидно, что проектная деятельность в школе претендует на активное использование ее во всей программе. Внедряя эту технологию в 5-7-х классах, следует учитывать, что у учащихся этого возраста еще нет психофизиологических возможностей для выстраивания временной перспективы и целеполагания. Метод проектов в этом возрасте в полном объеме использовать нельзя, тем не менее можно развивать такие элементы проектной деятельности, как умение отбирать и анализировать информацию, планировать свои дела и время, навыки презентации и рефлексию.
Практика показывает, что развитие элементов проектной деятельности в 5-7-х классах позволяет усилить смысл учения посредством сотрудничества, обогатить познавательную деятельность, проявлять творческую деятельность, утверждать достоинства личности.
Особенности организации познавательной деятельности заключаются в выборе творческих и продуктивных заданий, которые определяют смысл и мотивы выбора. Форма отношений - совместная с учеником разработка целей и задач, сотрудничество учащихся вытесняет соперничество и антагонизм благодаря работе в группах. Учитывая возрастные особенности учащихся 5-7-х классов, предпочтительно использовать творческие проекты и информационные, а в старшей школе - информационно-исследовательские.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентацию результатов. Информационные проекты предусматривают сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.
Информационно-исследовательские проекты по структуре напоминают научное исследование. Они включают в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов («В мире звуков», «Влияние средств мобильной связи на здоровье человека»).
Выход проекта - участие в окружном конкурсе проектных и исследовательских работ «Будущее Северо-Запада», участие в окружных и городских выставках и конкурсах в рамках НТТМ, публикации в сети «Интернет», на сайте. В нашей практике представлены (как выход продукта проектной деятельности) газеты, игры, мультимедийные проекты, оформление кабинета, учебные пособия, видеофильмы, постановки. Среди технических средств, которые активно используются в ходе подготовки и презентации проектов, - видеосистема, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Использование информационных технологий позволяет активизировать учебный процесс, усиливает мотивацию учения, позволяет по-иному вести занятия и управлять учебным процессом. Работа с информационными массивами становится одним из основных видов самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Выбор продукта проектной деятельности - непростая творческая задача, от решения которой зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе. Так, например, проект в 5-м классе «Гости из космоса» мог завершиться защитой ничем не примечательных докладов по астрономии, а вылился в увлекательное театрализованное представление, а проект в 6-м классе «Экология - дорога в ХХI век» стал школьным праздником. В кабинете физики учителя хранят видеозаписи презентаций, защит проектов и исследований, благодаря которым можно наблюдать за ростом каждого ученика - от робких сообщений на уроке до серьезного общешкольного или городского проекта.
Надо отметить, что познавательная деятельность учащихся тем выше, чем больше степень самостоятельности их в ходе подготовки проекта, а знания и сведения, добываемые самостоятельно, они усваивают лучше. Учитель должен дать каждому ребенку возможность творить «свое завтра», чтобы не отбить желание учиться. Плоды пассивности растущего человека в учебном процессе известны всем: сначала исчезает познавательный интерес, способность творить, а потом и интерес к учебе, к жизни. Метод проектов вместе с другими технологиями способен не дать пассивности принести свои плоды, но способен стать одним из важнейших средств развития познавательной деятельности ребенка.
В последние десятилетия изменения в характере обучения стали составляющей глобальных образовательных тенденций, одна из которых - ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности. Для этого необходимо сегодня формировать в школе такие условия, которые позволяли бы обеспечить возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применения приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Елена СИЛАЕВА, методист по физике ОМЦ СЗОУО