В условиях изменившихся требований к качеству подготовки учащихся, обозначенных в проекте федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, тех ожиданий, которые предъявляются к выпускникам вузов со стороны образовательной и социальной среды, школы, педагоги, включившиеся в экспериментальную деятельность, совершенствуют и развивают систему педагогического контроля.
Среди основных направлений решения данной задачи можно выделить комплексный подход к рассмотрению образовательных достижений учащихся; проведение непрерывного отслеживания образовательных достижений, которые осуществляются в процессе мониторинговых исследований и итоговой аттестации учащихся; оценивание образовательных достижений учащихся не только в виде освоенного объема знаний и умений, но и динамики личностного развития; проведение масштабных исследований качества образования, способствующих созданию единого образовательного пространства.
Система оценивания качества образования должна основываться на методах педагогической квалиметрии, использовании надежных и валидных измерителей, поэтому при разработке модели важна задача определения того инструментария, который позволит на основе количественных характеристик перейти к качественным показателям. Для этого целесообразно в систему педагогического контроля включить инновационные оценочные средства. Следствием этого стало изучение данного инструментария педагогами школ, и такая задача решалась на первом этапе опытно-экспериментальной деятельности. Кроме того, возникла потребность в разработке диагностируемых показателей оценивания и контрольно-измерительных материалов, отвечающих требованиям надежности и валидности. В процессе работы стало понятно: педагогам будет сложно освоить весь инновационный инструментарий, определить его место в системе педагогического контроля, поэтому на первом этапе экспериментальной деятельности педагогические коллективы экспериментальных школ ограничили выбор инновационных измерителей, выбрав только те, что в большей степени удовлетворяли потребности школы. Виды измерителей, разрабатываемые в экспериментальных школах, - портфолио, междисциплинарный экзамен, проект, тесты, контекстные задачи, кейсы. Для изучения такого инструментария для учителей проводили обучающие семинары, позволившие рассмотреть особенности каждого измерителя, основные этапы их внедрения в учебный процесс.
Не менее сложной задачей была и разработка диагностируемых показателей, критериев оценивания. Большинство педагогов отметили, что существующая пятибалльная система оценивания имеет недостаточную диагностируемость и объективность, поэтому ее нужно совершенствовать. Особенно важно выделить те критерии и показатели оценивания, с помощью которых можно будет осуществлять косвенное измерение образовательных достижений, а на этой основе определять качественные характеристики.
Безусловно, лучшее подтверждение правильности теоретических разработок - результаты их апробации. С опытом разработки критериальной базы и применения инновационного инструментария в текущем учебном году все педагоги экспериментальных школ могут ознакомиться на постоянно действующих мастер-классах и семинарах, проводимых в базовых школах: «Перспективы и возможности портфолио для оценивания личностных достижений учащихся», «Использование кейс-метода для оценивания образовательных достижений школьника», «Междисциплинарный экзамен: проблемы и перспективы», «Контекстные задачи как эффективное средство оценивания качества подготовленности учащегося», «Педагогический тест - инструментарий объективного оценивания подготовленности обучающегося. Разработка педагогических тестов, статистический анализ качества тестовых заданий».
Мастер-классы по контекстным задачам проводит заместитель директора школы №702 Наталья Гаврилова, которая не только делится своими разработками контекстных задач, но и обобщает опыт работы всего педагогического коллектива. Учителя школы провели большую работу по составлению таких задач (по различным предметам разработано более 200 задач), предложили критериальную базу оценивания уровня подготовленности и развития учащегося с помощью данного средства.
С педагогическими тестами как инструментарием объективного контроля результатов образовательной деятельности учащегося можно ознакомиться на семинарах и мастер-классах, которые ведут Тамара Переплетова (школа №80) и Инна Акимова (школа №1463). Особенный интерес у учителей вызывает программа оценивания качества тестовых заданий, которую разработал педагогический коллектив школы №1463 во главе с И.Акимовой. Надежность результатов тестирования зависит от качества самих тестов, поэтому важно осуществлять статистический анализ результатов апробации теста, выявляя коэффициент его надежности и валидности. На мастер-классе педагогов учат не только грамотно составлять тесты, но и отличать тестовые задания от нетестовых, что определяется с помощью методов математической статистики.
Сегодня в педагогической среде много говорят о портфолио, которое призвано выявлять индивидуальные особенности, потребности обучающегося, отражать те успехи, которых он достиг за определенный промежуток деятельности. Бесспорно, к этой форме оценивания проявляют интерес многие педагоги, поэтому мастер-классы по портфолио собирают большое число желающих. Их ведет заместитель директора школы №680 Светлана Кочеткова. Во время работы участники могут не только узнать о такой форме аутентичного оценивания, но и рассмотреть виды и структуру портфолио, ознакомиться с предлагаемой схемой оценивания личностных достижений с его помощью. При этом можно ознакомиться с портфолио учащихся, которые уже на протяжении нескольких лет составляют в школах №№100, 680.
Большой интерес у педагогов вызывают мастер-класс и семинары, посвященные кейсам. Поскольку этот метод в меньшей степени знаком учителям, то к нему они проявляют повышенное внимание. Педагоги школы №160 под руководством заместителя директора Виолетты Прошляковой не только доступно рассказывают о технологии, но и побуждают коллег к оживленной дискуссии о роли кейсов как метода проблемного обучения, который в большей степени позволяет формировать, выявлять самостоятельность и креативность мышления. Именно эти показатели сегодня рассматриваются как основа образовательных достижений учащихся.
В условиях компетентностного подхода к рассмотрению результатов образовательной деятельности учащихся возникает необходимость формирования и оценивания интегрированных знаний и умений, готовности самостоятельно осуществлять поиск новых знаний и путей решения обозначенных проблем. Оценить эти качества можно с помощью междисциплинарных экзаменов. О сложностях внедрения этой формы промежуточной и итоговой аттестации на семинарах и мастер-классах говорят педагоги школ №№100, 172, 1010, 1155. Удачно проводит мастер-классы Татьяна Котлячкова, которая умеет включить всех участников в непосредственную работу по отбору содержания междисциплинарного экзамена, выбору форм его проведения. Отмечая перспективность этой формы контроля, педагоги подчеркивают, что необходимо развивать междисциплинарные связи, согласовывать деятельность всего коллектива по формированию интегрированных знаний и умений, развитию самостоятельности мышления. При этом объективность контроля будет зависеть от обоснованности выделенных критериев и показателей оценивания, соответствующей критериальной базы оценивания. Педагоги экспериментальных школ рассказывают о результатах апробации междисциплинарного экзамена, предлагают свои разработки и методические рекомендации.
Трансляция результатов проведенных исследований, обмен продуктами эксперимента и передовым педагогическим опытом позволяют решать актуальные проблемы школьного образования. Благодаря такой организации работы окружной экспериментальной площадки итоги экспериментальной деятельности стали доступны всем педагогическим работникам Северо-Западного округа.
Итогом деятельности площадки станет разработанная модель оценивания качества образовательных достижений учащихся, которая с сентября 2011 года будет апробироваться на базе всех экспериментальных школ. Сейчас идет работа по совершенствованию модели, определяется механизм ее реализации на практике.

Марина ШАЛАШОВА, доктор педагогических наук