Мы часто слышим о том, что школа плохо работает, все в конце концов упирается в качество образования, в ученика, в его знания, в то, как организуется учебный процесс, как он оценивается, как оценивается труд учителя, как оценивается труд молодого педагога. На форуме мы постарались дать ответы на эти вопросы. Наши предложения были направлены в Департамент образования Москвы в соответствии с положением об Общественной палате и положением о работе регионального отделения ВПС.
В мае 2010 года Общественная палата и региональное отделение ВПС провели «круглый стол», на котором присутствовали руководители Департамента образования, и обсудили проект закона «Об образовании в РФ». Мы рады, что все наши замечания, а также предложения по решению проблем, связанных с законом, были положены в основу тех предложений, которые Департамент образования затем направил в соответствующие комиссии.
Сейчас мы снова активно подключились к общественному обсуждению текста законопроекта, 1 декабря 2010 года вывешенного на сайте Министерства образования и науки РФ. Прежде всего мы смотрим, внесены ли изменения, связанные с уже отправленными нами предложениями. Законопроект очень большой, там есть очень много положительного, но его нужно, конечно, очень тщательно смотреть и корректировать.
Я, как проректор по науке педагогического вуза, никак не могу понять, что происходит сегодня в стране с педагогическими вузами. Вообще ситуация с педагогическими вузами для нашей страны уникальна, нигде в мире больше такой системы нет, отказываться от этой системы абсолютно неразумно. Действительно, сейчас лучшие учителя - победители профессиональных педагогических конкурсов часто выпускники классических университетов. Но классические университеты готовят специалистов в области фундаментальных наук. Московский же городской педагогический университет, который был создан 15 лет назад и работает на систему образования столицы, имеет уникальные возможности подготовки педагогов. У нас реализована непрерывная педагогическая практика студентов на 5-м курсе, они идут работать в школу, продолжая обучение в университете. Учебный план так построен, что они имеют возможность полноценно работать днем в школе, вечером приходить на занятия. Практика такой работы показывает очень хорошие результаты: 80% наших выпускников по специальности направляются на работу в образовательные учреждения Москвы, во многом благодаря нашей работе проблема с кадрами, которая существовала в Москве 15 лет назад (тогда на 1 сентября в Москве было 5000 вакансий), на сегодняшний день решена. Эта практика, к сожалению, уйдет, когда мы перейдем на новые образовательные программы «бакалавр - магистр». Наш вуз совместно с другими педвузами Москвы (таких вузов три) выступили с инициативой введения годичной педагогической интернатуры, но из проекта закона «Об образовании в РФ» положение об интернатуре было выброшено.