Согласно декларации Всемирной организации здравоохранения дети - это наше будущее, и обеспечение их здорового роста и развития должно быть важнейшей задачей всех сообществ. В нашем детском саду организована двигательная развивающая среда - физкультурный зал, зал ЛФК, кабинет массажа, физкультурные уголки и уголки релаксации в групповых комнатах, кабинет психолога, современная многофункциональная спортивная площадка. Особое внимание мы уделяем работе с детьми раннего возраста - для сокращения срока адаптации четко организовано медико-педагогическое обслуживание с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей, выстроена система воспитательно-оздоровительной работы, включающая различные компоненты здорового образа жизни.
В нашем детском саду соблюдается режим здоровьесберегающих технологий:
    динамические паузы;
    физкультурные и музыкальные занятия в зале и на улице;
    подвижные и спортивные игры на прогулке;
    дни здоровья.
Мы постарались сделать так, чтобы были рационально организованы режим дня и учебная нагрузка, двигательные и эмоционально-психологические разгрузки в режиме дня и на занятиях. Мы применяем такие формы закаливания, как:
    гимнастика после сна (пробуждения);
    облегченная одежда;
    дыхательная гимнастика;
    босохождение.
В нашем детском саду соблюдаются принципы рационального здорового питания детей, у ребенка формируется рациональное пищевое поведение как неотъемлемая и важнейшая часть здорового образа жизни.
Оптимизации двигательного режима мы отводим ведущую роль в воспитании здорового ребенка, проводим физкультурные занятия в зале и на улице, спортивные досуги, развлечения.
Для профилактики изменений в осанке и голенстопном суставе детей в детском саду мы формируем группы для проведения ЛФК и массажа.
Параллельно с физическим развитием идет обучение детей основам культуры здоровья. Валеогический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности.
Большую роль в оздоровлении играют прогулки и экскурсии по территории детского сада.
Основной вид деятельности детей - игра. Играя, дети развиваются и познают мир. Это одно из действенных средств в обеспечении эмоционального благополучия ребенка.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей. Самой эффективной формой работы с семьей тут стали занятия в нашем детско-родительском клубе «Подарите здоровье вашему ребенку!».
Результативность нашей работы по здоровьесбережению детей подтверждают грамоты, дипломы и кубки, полученные на различных спортивных соревнованиях. Мы не прерываем связи с нашими выпускниками и надеемся видеть их на пьедесталах почета будущих олимпиад.


Елена ИВАНОВА,
заведующая Центром развития ребенка - детским садом №2312 «Оазис»:

- В программе «Столичное образование-5» задачи развития физической культуры и спорта, сохранения и укрепления здоровья определены как приоритеты. Это одно из основных направлений Программы развития дошкольного образования в Москве.
Педагоги дошкольного учреждения «Оазис» совместно с медицинским персоналом разработали программу «Здоровье». В основу содержания этой программы положено определение Всемирной организации здравоохранения понятия «здоровье»: состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Наша программа состоит из трех блоков:
    работа педагогов с детьми;
    сотрудничество с родителями;
    развитие социальных связей, преемственность со школой.
Содержание первого блока предусматривает комплексную работу педагогов и специалистов дошкольного учреждения, направленную на формирование понятия «здоровье». Для этого мы используем разные формы и методы работы, уделяя особое внимание интеграции программы оздоровления и профилактики в образовательный процесс, формированию положительной мотивации у детей к проведению этих мероприятий.
Основные направления работы - правильная организация режима дня, полноценное питание, соблюдение двигательного режима, формирование представлений о здоровом образе жизни.
Содержание второго блока - разные формы взаимодействия с семьями воспитанников (совместная деятельность, фотовыставки, творческие работы). Только совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей можно добиться хороших результатов.
В нашу программу мы добавили третий блок - установление социальных связей с учреждениями (ДОУ ЗАО) и организациями (ДОЦ «Западный») для воспитания активной жизненной позиции, социализации, формирования положительной мотивации для занятий физкультурой и спортом.
Содержание блока предусматривает сотрудничество со школой по проблемам преемственности дошкольного и начального школьного образования (школы №№1118, 1214).
В рамках программы «Здоровье», реализуемой в дошкольном учреждении, разработан проект «Быть здоровыми хотим». Цель этого проекта - сформировать осознанное отношение к своему здоровью, объяснить детям необходимость выполнения оздоровительных и профилактических мероприятий.
В процессе работы над проектом мы объясняем дошкольникам суть понятия «здоровье», помогаем ответить на вопрос «Как оставаться здоровым и не болеть?», формируем потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Нравственный аспект проекта - воспитание сочувствия, желания помочь, умения дружить, несмотря на особенности, в том числе физические.
Воспитанники «Оазиса» ежегодно участвуют в районных, окружных и городских соревнованиях по ритмической гимнастике, аэробике, фитнесу. Дошкольное учреждение отмечено дипломами, почетными грамотами и кубками.
Мы радуемся спортивным успехам наших воспитанников и приглашаем их в гости, чтобы показать нашим сегодняшним воспитанникам, к чему надо стремиться.
Ирина ТАРАСОВА,
заведующая детским садом №1843:

- Имея статус дошкольного учреждения с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников, наш детский сад наряду с этим решает задачи приобщения воспитанников и родителей к здоровому образу жизни, развития физкультуры и спорта. Для этого созданы все условия: оборудованы спортплощадка, физкультурные уголки, тренажерный зал, бассейн, разработана программа «Воспитание и здоровье», которая включает в себя три направления: двигательная активность лечебно-профилактические мероприятия, закаливание.
Активное внедрение этой программы, комплексность и систематичность проводимых мероприятий дали динамичные и положительные результаты в выполнении программы по разделу «Физическая культура», повышении количества дней пребывания и снижении заболеваемости детей.
Привлечение родителей к участию в совместных спортивных праздниках, досугах, соревнованиях «Папа, мама я - спортивная семья», «Веселые старты» развивает у родителей интерес к жизни детского сада, создает хороший эмоциональный настрой и радость от взаимного общения со своим ребенком, а у детей это развивает жизненно необходимые физические качества - ловкость, быстроту, силу, выносливость, взаимовыручку.
Сотрудничество на основе взаимного доверия, партнерства и взаимопомощи педагогов, детей и родителей объединяет всех общим девизом «Вместе растем, вместе играем, учимся вместе и отдыхаем».


Елена АМОСОВА,
заведующая Центром развития ребенка -детским садом №752 «Золотая рыбка»:

- Изучив программу «Столичное образование-5», мы поняли, что главный резерв здоровья человека - его здоровый образ жизни. Все формы здоровьесберегающего направления комплексно используются нами в организации жизни взрослых и детей.
Утро в нашем детском саду начинается с совместной гимнастики педагогов и детей под музыку, что дает положительный заряд на весь день. Сотрудники и родители посещают нашу гостиную «Музыкальные шедевры» - как известно, здоровый образ жизни без духовного развития невозможен.
5% наших родителей профессиональные спортсмены, их креативный опыт организации активного отдыха мы успешно изучаем и предлагаем для ознакомления всем родителям. В результате у взрослых и детей возник интерес к методам укрепления своего здоровья.
Наряду с традиционными формами организации режимных моментов мы используем инновации. В течение дня звучит музыка, соответствующая режиму, что позволяет сохранять нервную систему ребенка в равновесии, безболезненно переходя от обеда ко сну, от игр - к разнообразным занятиям, от сна - к бодрствованию и активной деятельности. Ежедневно мы проводим «Минуту вхождения в день», мимическую гимнастику, утреннюю гимнастику с элементами хатха-йги, отрабатываем элементы прикладного плавания, проводим самомассаж «9 точек». Наши педагоги и родители творчески подходят к организации прогулки с детьми в любое время года и в любую погоду.
Закаливающие процедуры стали для нас повседневной необходимостью. Хочу привести слова Жванецкого: «Мы жизнь не выбирали - мы в нее попали, и здоровье дается один раз, но не навсегда», поэтому наша задача - беречь здоровье и укреплять его. Наши наблюдения показывают, что результатом такой совместной деятельности стали снижение заболеваемости, возросший интерес взрослых и детей к физкультуре, спорту и здоровому образу жизни.
Совместный досуг и общие праздники сплачивают наш коллектив и делают нас единомышленниками в отношении к собственному здоровью и здоровью детей, а также к современным методам воспитания и самовоспитания.
Наши дети продолжают заниматься в спортивных секциях фигурного катания, тенниса, футбола, хоккея, плавания. Эти дети - наша надежда на будущее сотрудничество с различными видами спорта.
Нам повезло с окружающим социумом - рядом с нами находится спортивный комплекс «Красный Октябрь», который располагает мощной спортивной базой, что дает возможность развивать и разнообразить нашу спортивно-досуговую жизнь.


Надежда ЕРМАЧКОВА,
заведующая Центром развития ребенка - детским садом №2350:

- В нашем ДОУ созданы все условия для полноценного физического развития ребенка-дошкольника. В детском саду воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется через авторскую программу по краеведению и туризму Ю.Мамоновой «И ты увидишь, мир прекрасен!».
Девиз нашего детского сада:
Туристы мы - само собой
понятно,
Что за спиной у нас рюкзак.
А ходим мы не просто так.
А как?
Пройдем, проедем, увидим,
узнаем.
Нарисуем и расскажем.
Программа Мамоновой помогает нам формировать здоровье по трем направлениям:
    физическое здоровье;
    психическое здоровье;
    интеллектуально-нравственное здоровье.
Мы пройдем-проедем в удивительную страну походов, экскурсий, целевых прогулок, которые обеспечивают нагрузку, способствующую развитию физических качеств - выносливости, силы, ловкости, все это влияет на снижение заболеваемости в детском саду. И всегда с нами наши дорогие мамы и папы, которые принимают участие в спортивных соревнованиях, турслетах и походах.
Увидим-узнаем правила игры в футбол, хоккей, баскетбол, узнаем, какие существуют спортивные клубы и стадионы, увидим, как проходят олимпиады и как в процессе соревнований находят взаимопонимание спортсмены разных стран, узнавая это, мы решаем задачи интеллектуально-нравственного здоровья.
Нарисуем и расскажем, как мы воспитываем здоровые привычки и навыки, как окружающие предметы влияют на наше здоровье, как надо закаливать организм, как соблюдать личную гигиену, как формировать позитивное отношение к жизни. Все эти три компонента помогают нашим детям успешно обучаться в школе.
Замечательный классик педагогики В.А.Сухомлинский сказал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».


Мария КАЛКАМАНОВА,
заведующая Центром развития ребенка - детским садом №1958:

- Социальный заказ общества, особенно мегаполиса, ставит задачи, которые указывают на приоритетные направления работы дошкольного учреждения - воспитание в каждом участнике образовательного процесса позиции созидателя в отношении своего здоровья.
Сохранив традиции детского сада, построенного еще в другом государстве, мы сегодня создали учреждение, отвечающее социальному заказу современного общества: растить маленького гражданина новой формации - здорового физически и адаптированного к требованиям современного дня.
Сохранение и укрепление здоровья в детском саду подразумевает освоение основ гигиенической культуры, физическое воспитание, просветительскую деятельность (создание сайта, видеороликов, газет, листков, визиток), повышение профессионального уровня педагогов в области здорового образа жизни. Наряду с использованием классических подходов включены такие направления, как профилактическая и оздоровительная работа, создание благоприятных условий для воспитания у ребенка привычки есть охотно, получать удовольствие от еды, организация адаптационного периода, создание здоровьесберегающей среды. Наше дошкольное учреждение - участник разработки проекта «Система экспертизы психологической безопасности образовательной среды» городской экспериментальной площадки.
Еще одна приоритетная задача - увеличение времени двигательной активности ребенка, занятий разными игровыми видами спорта.
Наряду с перечисленными направлениями сохраняется опыт семейного воспитания в запросах здоровья и спорта. Свое отражение они нашли в эколого-оздоровительных проектах «Мяч - любимая игрушка дошкольника», «Ты можешь стать первым» и другие.
Основную цель оптимизации работы мы видим в выработке модели оздоровительной работы детского сада, где ребенок овладевает системой понятий о своем организме, приобретает привычки, которые приводят к потребности здорового образа жизни.
В своей работе мы используем современные технологии по физическому воспитанию, способствующие здоровьеобразованию воспитанников, то есть систему работы по повышению общей резистентности у ребенка, это комплекс мероприятий для восстановления и укрепления иммунной системы. Мы ввели в практику мониторинга информационно-компьютерную технологию «Физкультурный паспорт», разработанный Московским институтом открытого образования.
Успешность образовательного процесса в нашем учреждении во многом зависит от комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения развития ребенка, что положительно влияет на высокие показатели и индикаторы эффективнсти деятельности учреждения.
Среди разнообразных подходов в решении задач особое место занимают разработка индивидуальных оздоровительных маршрутов и пропаганда здорового образа жизни в работе с родителями. На протяжении нескольких лет у нас действуют клуб «Мы за здоровый образ жизни» и Школа родительской компетентности, в том числе и для родителей детей, посещающих новые формы дошкольного образования - группы кратковременного пребывания, Центр игровой поддержки ребенка.
В наших планах:
    участие в работе городских экспериментальных площадок по проблемам оздоровления детей;
    строительство физкультурно-оздоровительного комплекса на территории детского сада.
Лина историна,
заведующая детским садом общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №1735:

- С рождения начинается путь ребенка к здоровью. На этом пути важную роль играют детский сад и родители. Крепко держа за руки родителей, малыш поднимается по ступеням детского сада и доверчиво протягивает свою теплую ладошку воспитателю. Вопросами здоровья в нашем учреждении занимаются все сотрудники.
Главным в концепции здоровья стал мир красоты, который создают родители-волонтеры. Это бескорыстное служение детям и участие в различных видах деятельности детского сада.
Следуя принципу «Здоровый ребенок - успешный ребенок», дорогу к здоровью прокладывает воспитатель. А специалисты, учитывая особенности мальчиков и девочек, помогают добиться высоких показателей в физическом развитии каждого ребенка. Гимнастика, плавание, массажи, спортивные игры на свежем воздухе, праздники, эстафеты и конкурсы - здесь можно и от души порезвиться, выплеснуть накопившуюся энергию, и научиться быть сильным, гибким, ловким.
Мы используем современные технологии оздоровления под руководством медицинских работников. Результаты нас радуют: снизились общие показатели заболеваемости, процент детей с хроническими заболеваниями, сократилось количество случаев инфекционных заболеваний.
Особое внимание мы уделяем сюжетной игре, организации здоровьесберегающей среды, эмоциональному благополучию, возможности каждого ребенка раскрыть свой потенциал. Ощутить уверенность в себе помогает театрализованная деятельность. Практика перевоплощения способствует снятию физического и психического напряжения и учит детей видеть прекрасное в повседневной жизни.
Ты занимаешься, малыш? Не переутомись! Ты играешь? Будь осторожен. Что бы ты ни делал, главное для нас - твое физическое здоровье и эмоциональное благополучие.
Важна роль родителей-волонтеров, которые играют с детьми, занимаются театрализованной деятельностью. Она способствует созданию обстановки любви, доверия, эмоционального комфорта, а значит, здоровья детей. Мы считаем это направление самым перспективным и продолжим его развивать. Желание помочь своему ребенку идет из самого сердца, оно бескорыстно, а значит, бесценно.
Родители-волонтеры и педагоги готовят малыша к новому и очень ответственному путешествию - в Мир знаний, на пороге которого его уже ждет Учитель.
Евдокия КУЛАКОВА,
заведующая Центром развития ребенка - детским садом №2317:

- Семья - первый и основной институт воспитания культуры здоровья ребенка. Детский сад - важнейший источник информации о здоровом детстве и эффективных здоровьсберегающих технологиях. Интеграция усилий всех заинтересованных сторон - родителей, педагогов, психологов, учителей, медицинских работников различных профилей, широкой общественности и самих детей - обеспечивает успех в воспитании здорового поколения. Культура здорового поведения взрослых (педагогов и родителей) - особый инструмент воспитания ценностного отношения к здоровью детей. Взаимосвязь с практикой семейного воспитания по поддержке физического, психологического и духовно-нравственного здоровья каждого ребенка, работа по осуществлению здорового образа жизни детей и взрослых ведется в двух направлениях:
    просвещение родителей и педагогов;
    профилактика защитно-приспособительных и регулирующих систем детского организма.


Татьяна ПАВЛОВА,
заведующая детским садом
с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников №62:
- Президент РФ Дмитрий Медведев в своей деятельности уделяет серьезное внимание развитию физкультуры и спорта в России. На федеральном уровне разработана федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы». В Послании Федеральному Собранию Дмитрий Анатольевич Медведев основное внимание уделил детскому вопросу, сказав: «Стратегический приоритет политики в сфере детства - это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни».
В городской целевой программе «Столичное образование-5» поставлены задачи по совершенствованию системы работы по физическому воспитанию детей.
2011 год объявлен Годом спорта и здорового образа жизни. В нашем детском саду разработана концепция «Физкультура, спорт и здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении».
Наш детский сад хорошо оснащен, тут есть современный медицинский блок, хорошо оборудованный пищеблок, спортивный зал, удобный для проведения занятий, бассейн, обеспеченный всем необходимым оборудованием, спортивная площадка с беговой дорожкой, прыжковой ямой, оборудованием для метания и лазания, футбольным мини-полем.
Такое обеспечение ДОУ и использование здоровьесберегающих технологий позволяет снизить заболеваемость, повысить индекс здоровья, увеличить дни пребывания детей, добиться положительной динамики распределения детей по группам здоровья.
Использование интеграции физического развития с художественно-эстетической деятельностью позволит добиться лучших результатов. Продолжая работу по ознакомлению детей с культурой и танцами народов мира, сейчас, когда вся страна готовится к проведению Олимпийских игр в Сочи, мы решили остановиться на изучении Греции. Ведь греки стремились создать красивые формы и в искусстве и в жизни.
Мы изучим олимпийское движение и проведем свои олимпийские игры. Каждый день олимпийской недели будет иметь свою тему. Используя возможности театрализованной деятельности для физического развития детей, мы создали Сказочный театр физической культуры, творческие группы педагогов разработали цикл занятий по изучению олимпийского движения, цикл музыкально-ритмической гимнастики в сказках, сценарии театрализованных физкультурных занятий, комплексы спортивных упражнений «Встреча с Гераклом».
Для детей, не посещающих детские сады, у нас открыта группа кратковременного пребывания «Учимся плавать». Коллектив продолжает искать новые формы для привлечения дошкольников района и рационального использования детского бассейна.
Участие родителей в решении этих задач способствует пропаганде здорового образа жизни и улучшению здоровья наших детей. Мы создали родительский клуб «Аистенок», интересной формой работы стало дистанционное общение с детьми детского сада. Совместная работа педагогов и родителей позволит нам вырастить крепкое и здоровое поколение.


Ирина ЕСИПОВА,
заведующая Центром развития ребенка - детским садом №2484 «Жемчужинка»:

- Комплексы утренней гимнастики «На зарядку становись!», физкультурные паузы, физкультминутки, разработанные в соответствии с возрастом детей, снижают утомляемость и повышают умственную активность и работоспособность. Гимнастика пробуждения оказывает неоценимое влияние на эмоциональное состояние детей и постепенный переход от сна к бодрствованию. Во всех группах проводится работа по формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия, физкультурные досуги, подвижные игры, эстафеты, игры с элементами развивают двигательные навыки детей, воспитывают двигательную активность. В днях здоровья, спортивных праздниках «Веселая физкультура», «Зимние забавы и игры», к Дню защиты детей, «Мама, папа, я - здоровая семья!» принимают активное участие дети и родители, что воспитывает интерес к движениям, потребность в активном досуге. Пропаганде здорового образа жизни способствовал Вело-малыш-парад, проведенный в ландшафтном парке «Южное Бутово» совместно с родителями. В детском саду внедряется нетрадиционная спортивно-оздоровительная программа «Обучение ушу». Синтез гимнастических, дыхательных упражнений и массажа улучшает физическую подготовку детей, расширяет познания как в физическом, так и в волевом самосовершенствовании. Наши дети активно участвуют в соревнованиях «Дельфиненок» и тесте мэра «Умею плавать».


Любовь ВАСИЛЬЕВА,
заведующая детским садом №2461:

- XXI век - время новых свершений, больших возможностей, стремительных скоростей. С планеты детства «Цветик-Семицветик» в просторы галактики «Здоровый образ жизни» стартует космический корабль. На его борту дружный экипаж - дети, педагоги, родители.  
Галактика здорового образа жизни - это органичная система, где каждая планета самостоятельна, она часть целого. Тайны многих уже открыты и освоены юными космонавтами. Прямо по курсу - планета Двигательная активность - одна из самых доступных и любимых детьми. Здесь особая, безопасная развивающая среда, где юные путешественники играют, познают азы физической культуры, учатся плавать, закаляются, тренируют свое тело, получают радость движения на свежем воздухе.
В календаре этой планеты множество дней здоровья. Дети с радостью включаются в игры-путешествия - «В гостях у Олимпика», «В королевстве Чистоты», «Богатырская наша сила», сотрудничают, знакомятся с элементами спортивных игр, справляются с поражением, познают радость побед.
На планете Психоэмоционального благополучия царит атмосфера бережного и внимательного отношения к эмоциональному миру ребенка. Экран настроения в группах, свобода общения, снижение заболеваемости - индикаторы гармонии души и тела юных космонавтов.
Увидеть личностный потенциал ребенка, получить опыт сопереживания, заряд бодрости и позитивного общения могут и родители, участвуя в «маршрутах выходного дня», семейных досугах, соревнованиях.
В преддверии Олимпиады в Сочи и предстоящего Года физкультуры, спорта и здорового образа жизни мы поставили цель - сделать всех членов экипажа активными участниками спортивной жизни столицы.
Навигационными картами в освоении планеты стали страничка «Интересные маршруты» на сайте детского сада и информационные буклеты. Они содержат сведения о спортивных секциях шаговой доступности и том, как с пользой для здоровья, весело и интересно провести время всей семьей.
Вместе со спортивными организациями мы разработали программу «Спорт и мы - навстречу друг другу». Выступления тренеров начинающих и состоявшихся спортсменов из разных клубов вызывают интерес к физическому совершенству. 42% старших дошкольников уже вовлечены в различные виды спорта.
Новой траекторией движения в развитии программы мы видим открытие летнего спортивно-оздоровительного лагеря для дошкольников микрорайона с привлечением тренеров спортивных секций, семейного клуба выходного дня, организацию льготного абонемента для посещения фитнес-клуба педагогами ДОУ.
В галактике Здоровый образ жизни еще много неизведанного. Над планетой Семицветик уже сейчас мы видим звезды успехов и побед наших воспитанников. Свет их дарит радость и уверенность в том, что рядом будут появляться новые.
Если зажигаются звезды, значит, это кому-нибудь нужно! И уже совсем скоро над планетой Школа засияют яркие созвездия здоровых, успешных и счастливых наших выпускников.