К​онечно, заведующая детским садом Ирина Дерюгина очень сильно волновалась, ведь высокие гости, обходя все четыре этажа здания, задавали много вопросов, причем разных - от организационных до сугубо экономических, а детский сад находится в спальном районе, принимает детей не только здоровых, но и с ограниченными возможностями здоровья. Кстати, президент отметил это сразу: «Очень важно, что ваш детский сад с элементами инклюзивного воспитания для детей с ограничениями по здоровью, потому что эта сфера для нашей страны совсем трудная. Мы никогда и в школах-то этим нормально не занимались, только-только сейчас, может быть, последние лет десять, начали заниматься, а в детских садах тем более. Это очень здорово, что детки с ограничениями по здоровью вместе с обычными ходят, хотя я понимаю, что это трудно для всех, кто работает».
Заведующую почти сразу выручили ее воспитанники. Сначала они очень сильно засомневались в том, что этот улыбающийся и добрый дядя в самом деле президент, уточнили этот факт у самого Дмитрия Медведева, доверчиво поинтересовались, где его жена и дети, а получив ответ, взяли гостя за руки и начали показывать свой второй дом - детский сад, где им так хорошо, тепло и интересно. Повели дети президента и в игровую, и в кафе (так называется у них столовая), и в бассейн с водой, и к сухому бассейну, заполненному яркими пластмассовыми шариками, массирующими тело, и в уютные спальни. Словом, экскурсия была длинной и интересной для президента, тем более что все проблемы дошкольного образования он намеревался обсудить уже со взрослыми за «круглым столом».
Свое мнение о детском садике №1524 Дмитрий Анатольевич высказал сразу: «У нас большинство детских садов в стране не такие, как ваш:  прекрасный и по принципу его устройства, и по дизайну, и по оформлению, набору помещений, и по возможностям. С другой стороны, он все равно пример, потому что, когда президент посещает какой-то объект, это все-таки, надеюсь, пример для губернаторов, для тех, кто занимается этой проблемой в масштабах страны. Вы знаете, какая у нас очередь в детские сады в стране - огромная, к сожалению, из-за того, что в 90-е годы очень мало этим занимались. Я, выступая с посланием, в очередной раз привлек внимание всех руководителей регионов к этой проблеме, потому что ее из Москвы решать невозможно. Задача каждого конкретного региона - заниматься детскими садами, создавать новые, современные детские сады: и обычные, и коррекционные, и с эксклюзивным воспитанием - в общем, самые-самые разные. Ваш детский сад, конечно, хороший, пример того, как надо работать. Мне очень понравилось. Я даже не ожидал, что он такой большой и современный. Когда я ехал, посмотрел справку, там написано: «Сдан в 1975 году». Подъезжаю, смотрю, выглядит, как не 75-го года, что-то не так. Оказывается, здесь было старое здание, его снесли и построили современное».
Конечно, президента многое интересовало, ведь сам он уже успел забыть и то, как сам ходил в детский сад, и как рос его собственный сын. Например, его очень заинтересовали группы кратковременного пребывания: дескать, что это такое и пользуется ли эта форма спросом. Ирина Дерюгина охотно объяснила: «Это достаточно востребованная услуга, потому что не все родители хотят водить ребенка на полный день, есть семьи, в которых предпочитают все-таки воспитание бабушки дома. Поэтому у нас есть группы развития для детей от 3 до 6 лет, адаптационные группы кратковременного пребывания, которые тоже востребованы, потому что это в первую очередь постепенное внедрение малыша уже на полный день. Дети очень хорошо потом адаптируются. В группы раннего возраста у нас практически с первых дней сентября ходят все детки, потому что они уже посещали группу адаптации. Мы привлекаем малышей и в Центр игровой поддержки, куда мама вместе с ребенком может прийти на 2-2,5 часа не только на игровые сеансы, но и на консультации психолога. Прежде всего иногда саму маму приходится учить тому, как со своим малышом играть, подсказать ей, какие игрушки подобрать, какие дидактические материалы, потому что это важно. Особенно охотно мы принимаем туда малышей, даже в девять месяцев ходят. В этом возрасте очень важно правильное воспитание».
Вот тут президент и вспомнил о собственных детских годах и собственной адаптации в детском саду: «Как ни странно, у человека мало что остается в памяти от возраста, скажем, 3-5 лет. Я, например, помню, как меня в первый раз привели в детский сад. Вначале мне очень понравилось, потому что там было много детей и в то же время рядом стояла мама. Я это так воспринял, как будто бы она пришла вместе со мной поиграть с другими детьми. Она говорит мне: «Ну все, сынок, до свидания». Я как начал реветь, еле-еле успокоили. Так что процесс адаптации к детскому саду у каждого проходит по-разному».
Понятно, что разные виды групп - это попытка смягчить проблему очередей: всех взять в детские сады пока невозможно, а вот приобщить на разных стадиях развития ребенка к детскому саду можно. Тут сразу же возникла для обсуждения проблема очередей. Дмитрий Медведев предложил рассматривать ее с двух сторон: с одной стороны, это, конечно, большая социальная проблема с точки зрения того, что не всех детей можно устроить в детские сады, а с другой стороны, государство само в возникновении этой проблемы виновато. «Ведь это то, к чему мы стремимся на самом деле, то, ради чего мы работаем последние годы, - над увеличением рождаемости, созданием соответствующих условий, мотивации к тому, чтобы заводить детей, - заметил президент, - хотя даже для такого мегаполиса, как Москва, большая очередь в детские сады значительное испытание».
С этого момента разговор пошел о кадровых решениях - о том, что современным детским садам нужны современные воспитатели, и желательно побольше мужчин, о пропаганде профессии воспитателя, профессиональных конкурсах, сохранении детского здоровья, занятиях физкультурой и спортом.
Интересно сложился и разговор с многодетными родителями Автайкиными, которые одними из первых в районе Отрадное взяли на себя сложную задачу создания и развития семейного детского сада для своих пятерых детей. Ирина, мама, стала официальным воспитателем в этом детском саду, она получает за это зарплату, средства на питание детей, а папа Олег работает, чтобы достойно содержать свою семью. Сад размещается в квартире у Автайкиных, математикой, чтением, изучением окружающего мира дети занимаются дома с Ириной, а на другие занятия (бассейн, изостудия, логопед) она приводит детей в детский сад №1524, так как их семейный детский сад - структурное подразделение этого, государственного.
Олег Автайкин воспользовался встречей с президентом, чтобы подсказать руководителю государства: проблема увеличения многодетных семей кроется, наверное, все же главным образом в материальных вопросах, ведь «плодить нищету никто не желает». Но дело, как считает Олег, в проблемах не только материального характера, но и этического: менталитет общества таков, что оно неоднозначно относится к многодетным семьям, а часто просто негативно. Особенно к многодетным мамам: дескать, она домохозяйка, которая оторвана от жизни и ничего не видит, кроме пеленок и посуды, необразованный человек, который просто не знает, как планировать свою семью. У Автайкина есть свой рецепт изменения ситуации: с помощью телевидения, а также самих многодетных семей, которые могли бы дать молодым семьям, только начинающим совместную жизнь, грамотную консультацию, жизненный и мудрый совет. А еще Автайкин считает, что многодетным семьям помог бы вариант налоговых льгот для работодателя при уплате, допустим, во внебюджетные фонды. Тогда организациям, в которых работают многодетные родители, была бы выгодна экономия на зарплатных налогах и они смогли бы привлекать к себе больше многодетных родителей.
Дмитрий Медведев согласился, что многодетные семьи - это реальный способ разрешить демографическую проблему: «В нашей стране до революции 1917 года все семьи были многодетные - и семьи крестьян, и семьи помещиков, и семьи офицеров, которые служили царю и Отечеству, и даже семьи революционеров, потому что другого представить себе было невозможно. Действительно, тут нужен и положительный пример людей, который бы побуждал к тому, чтобы быть такими же, как и они, и изменение отношения к женщине, которая рожает много детей и которая воспринимается именно как гармоничный, хорошо развитый человек, а не просто как женщина, у которой не удалась жизнь и единственное, что она научилась делать, - это рожать детей». С другой стороны, должна быть мотивация для мужчин, которые считают правильным, чтобы у них было много детей и чтобы они их могли воспитывать. Не у всех это получается, жизнь у всех разная, но в целом, если государство такую систему моральных и материальных стимулов создаст, по мнению Дмитрия Медведева, это будет то, что надо.
Разговор за «круглым столом» был еще и о проблемах содержания дошкольного образования. «Мы тут посмотрели компьютерный класс, что мне всегда особенно близко, там стоят хорошие компьютеры, - заметил Дмитрий Медведев, - но (чего я не знал на самом деле), оказывается, у нас в стране практически нет обучающих компьютерных программ для дошкольников. Нужно прямо в качестве, может быть, государственного задания дать соответствующий заказ нашим программистам. Пусть они свои программы посмотрят, может быть, что-то лицензионное можно купить, перевести. Иногда не нужно деревянный велосипед изобретать, но этих программ должно быть какое-то количество. Это не требует огромных затрат. Думаю, что пяток современных обучающих программ по всем вопросам, начиная от рисования и заканчивая математикой, были бы абсолютно разумными».
О зарплате и экономическом положении детского сада президент высказался даже категорично: зарплату выравнивать, сэкономленные средства детскому саду оставлять, материально из бюджета поддерживать. Спасибо Дмитрию Медведеву за такую позицию - все понимает правильно.