Исследовательская практика детей

Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность - умственная деятельность ученого, делающего эпохальное открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней механике. Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому - проводя собственные исследования, ставя эксперименты, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения, но особенно характерна она для одаренных детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одаренности.
Вряд ли кто-то станет оспаривать эти утверждения. Но на практике мы обычно недооцениваем значимость детских исследований и часто сами, как правило, из «добрых побуждений» пресекаем исследовательскую активность детей. Например, возмущаемся тем, что в результате исследовательской работы разобрана «до последнего винтика» дорогая игрушка, пострадали бытовые приборы, книги или мебель, а в итоге исследования «дна лужи» возле дома промочены ноги, а сам «исследователь» простужен.
Многие из нас считают все это баловством и искренне не понимают, что будущий исследователь рождается не в тридцать лет, обучаясь в аспирантуре, а гораздо раньше того времени, когда мы впервые поведем его в детский сад.
Дезориентируют нас и некоторые «педагогические мифы». Например, принято считать, что прежде чем заниматься собственными исследованиями, надо долго и нудно изучать все, что до тебя сделали другие. История открытий и изобретений говорит о том, что все это совсем не так, но мифы удивительно действенны и живучи.

Обучение и исследовательская активность ребенка
Когда мы произносим слово «обучение» и вспоминаем традиционную школу, то у большинства возникают ассоциации с трудной, монотонной работой, далекой от творчества, направленной преимущественно на пассивное усвоение уже давно добытых кем-то знаний. Потому-то нас не удивляет, что для ребенка это обычно повинность, тяжелый, напряженный, но, как принято считать, необходимый труд.
Более того, многие учителя склонны утверждать, что это нормально, что так и должно быть. Так учили нас, так учились вы, так мы учим их. Лишь отдельные мечтатели говорят об «учении с увлечением», о какой-то принципиально другой школе - «школе радости», школе, где интересно учиться, где радостен прежде всего основной вид деятельности ребенка - учение. А может ли учение быть интересным и радостным?
Положительный ответ на этот вопрос давно нашли детская психология и педагогика. Решение это выглядит удивительно просто - обучение должно быть проблемным, то есть должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовывать его надо по законам проведения научных исследований, строить как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже будет не репродуктивной, а творческой деятельностью, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Но решение это не доведено до уровня практического использования в массовой школе. Происходит это потому, что под обучением принято понимать нечто совсем иное.
Совсем по-другому могут и должны обстоять дела в домашнем обучении. Тем более что нам нет никакой необходимости дублировать школу. Нас никто не торопит, никто не диктует нам, чему и как учить, а потому вся наша учебная работа может и должна строиться на основе взаимных потребностей, интересов и личных желаний. Рассмотрим, как это можно делать практически.

Общие методические рекомендации
Исследовательское обучение в домашних условиях может выглядеть для ребенка и как какое-то специальное действие, и как естественное продолжение вашего с ним постоянного общения.
Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение синицы за окном, проводить опыты с разными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. Наша задача - помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения.
Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения. Для того чтобы разобраться в методической стороне, кратко рассмотрим несколько общих вопросов.

Какой может быть исследовательская практика детей
В современной педагогике по степени самостоятельности ребенка выделяют три уровня реализации «исследовательского обучения»:
Первый и самый простой - взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку.
Второй уровень - взрослый ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.

Даже дошкольники, как показали исследования, способны работать на любом из этих уровней. Большие возможности в этом плане имеют практически все виды деятельности.
Если рассматривать структуру учебного исследования ребенка, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает следующие основные этапы:
выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
выдвижение гипотез;
поиск и предложение возможных вариантов решения;
сбор материала;
обобщение полученных данных;
подготовка проекта (сообщение, доклад, макет);
защита проекта.
Мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, на первый взгляд кажется сомнительной и даже пугающей, но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа.
Для упрощения, казалось бы, можно сократить какой-либо из этапов. Но, внимательно посмотрев на сами эти этапы, мы без труда можем понять, что это существенно обеднит процесс, а следовательно, и педагогический результат работы. Рассмотрим последовательно каждый из этих этапов.

Как выбрать тему исследования
Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:
    фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
    эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
    теоретические - эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах.
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы - сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.
На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема - результат, находящийся на грани между первым и вторым правилами. Искусство взрослого при проведении данной работы в том и состоит, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он бы считал своим выбором.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека - сверхчувствительности к проблемам. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные, объекты отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у старшего дошкольника не высока, ограниченна она и у младшего школьника. Часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа (рисунок, постройка) так и остается незаконченной. Выполнить исследование на одном дыхании практически очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Кроме этого, выбирая тему, надо учитывать:
    Возможный уровень решения. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеются в виду ее формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины.
    Желания и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой «исследовательской базы», невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает «пустословие». А это не только не содействует, а, напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Как выдвигать гипотезы. Как рождаются гипотезы
Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это проблема. В профессиональной исследовательской работе обычно действует относительно несложная последовательность. Сначала собирают и анализируют отдельные факты, источником которых служат наблюдения, предшествующие эксперименты (их обычно называют пилотажными), размышления и многое другое. Затем эти факты и размышления позволяют увидеть что-то необычное, неожиданное: неясности, несоответствия, нарушения в цепи предшествующих доказательств.
В результате выявляется множество проблем, и для решения каждой проблемы вырабатывается ряд гипотез. Проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «почему светит солнце?», «почему играют котята?», «почему попугаи могут разговаривать?». Гипотеза или гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа процесса творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем, в ходе мысленных или реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Ценность предположений, даже нелепых, провокационных, в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений. Важно погрузиться в стихию мысленной игры, риска, всего того, без чего движение к новому невозможно.
В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение: «Давайте вместе подумаем: почему поют птицы? (почему появляются почки на деревьях? почему течет вода? почему дует ветер?)»

Какими могут быть гипотезы
Бывают неправдоподобные гипотезы, их обычно называют провокационными идеями. В нашем случае это может быть, например, такая: «Птицы поют потому, что они таким образом подают сигналы внеземным цивилизациям». Гипотезы, предположения, а также различные провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научиться их вырабатывать, надо научиться, размышляя, задавать вопросы. Например, можно задать такой вопрос: «Как вы думаете, почему щенки и котята любят играть?» Предложите несколько разных гипотез по данному поводу. Найдите возможную причину события:
    Дети стали больше играть во дворах.
    Миша стал совсем серьезным.
    Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.
    Автомобиль одиноко стоял на дороге.
    Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.
    Друзья поссорились.

Поиск и предложение возможных вариантов решения
Исследовательская работа - дело основательное, оно не любит спешки и суеты. Разрабатывая программу поиска, следует учить детей вникать в проблему, воспитывать у них способность предлагать интересные, необычные идеи и учиться их разрабатывать.
Естественно, что способы решения проблем начинающими исследования во многом зависят от выбранной темы. Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Четко их расклассифицировать. После чего надо сделать выбор, оценив «без эмоций», как и следует исследователю, эффективность каждого способа.
Однако следует постоянно иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования. Поэтому стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов, даже если это грозит тем, что вполне реальная тема из разряда. Поэтому в данном случае наиболее ценным источником информации следует считать саму природу в различных ее проявлениях. Это может быть прилет птиц, листопад, таяние снега, погодные явления, поведение людей, животных и многое другое. В этом случае необходимо помочь начинающим исследователям провести наблюдения, организовать эксперименты, обработать информацию.

Процесс фиксации информации
Обычно самое сложное, но и его можно сделать интересным. Заготовим листочки бумаги. На них ручкой, карандашом или фломастером можно делать записи, рисунки, чертить опорные схемы, не важно, что эти значки-иероглифы будут понятны только автору. Все эти заметки надо тщательно хранить, по крайней мере до окончания работы.

Обобщение полученных данных
Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела - весело и приятно, так и должно быть, а вот задача обобщения полученных данных часто вызывает затруднения. Она действительно значительно сложнее.

Как проанализировать полученное, обобщить материал, выделить главное и исключить второстепенное
Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. Во многом упрощает эту задачу предварительное решение о том, как будут представлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект. Подумать об этом надо обязательно. Исследование будет иметь мало пользы, если его результаты не будут материализованы в докладе, отчете, проекте, небольшой книжке, написанной от руки или на компьютере. И не важно, сколько будет желающих выслушать этот доклад или прочитать рукописную книгу, важно, чтобы они были, хотя бы в единственном числе. Пусть этим единственным слушателем будут родители, старший брат или бабушка.

Подготовка проекта
В каком виде могут быть представлены результаты исследования?
Результатом исследовательской работы в нашем исследовании чаще всего становилось сообщение, прообраз доклада. Но это может быть и макет, выполненный из самых разных материалов, со словесным описанием действия представляемого им объекта; это может быть самостоятельно написанная и проиллюстрированная книга, не важно, что в ней может оказаться всего даже не несколько страниц, а несколько слов.
Прежде чем выбрать форму представления результатов (макет, научный отчет, книга), следует определить, сколько времени потребуется на подготовку. Учитывая, что возможности дошкольника и младшего школьника имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ (макетов, чертежей).

Защита проекта
«Обучая других, обучаешься сам...» - эта точная мысль пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать об этом другим. В нашем случае сообщение об усвоенном, например, эмпирическом, приобретает черты фантастического.

Сбор материала
Один из важнейших вопросов этой части работы - где добыть нужную информацию, какие источники для этого могут быть использованы. Естественно, что источники информации во многом зависят от того, какая избрана тема. Для того чтобы помочь ребенку выбрать нужный информационный источник, заготовим карточки с различными вариантами источников информации. Например, ребенок выбрал тему исследования «Черепахи», где он может взять информацию о черепахах? Берем карточки и последовательно раскладываем их на столе или на ковре:
    Подумаем, что нам известно о земноводных вообще и черепахах в частности.
    Спросим у взрослых людей. Они в нашем случае будут экспертами (в этой роли может выступить любой взрослый).
    Посмотрим справочники и книги по биологии.
    Посмотрим специальные телепередачи.
    Обратимся к компьютеру.
    Понаблюдаем.
    Проведем эксперимент (например, по поводу поведения черепахи, ее отношения к человеку: как она реагирует на человеческий голос; обращает ли внимание на резкие движения; влияет ли освещение на ее поведение).
Поиск источников новой информации вызван потребностью проведения собственного исследования. Это создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками.
В настоящее время издается большое количество прекрасно иллюстрированных энциклопедий, справочников, детских книг, посвященных разным сферам жизни и деятельности человека, животных, различным отраслям техники, явлениям природы, научным открытиям. Эти справочники и энциклопедии, как правило, в полной мере годятся на роль таких пособий. Для их накопления дома можно выделить уголок, который мог бы быть чем-то вроде библиотеки и одновременно лаборатории, где бы накапливался самый разный материал, пригодный для проведения исследовательской работы. Кроме книг и детской справочной литературы, там могут храниться видеокассеты с записями сюжетов о жизни животных, растений, инструменты измерения, камешки, палочки, тряпочки и другие, ценные для начинающего исследователя предметы и оборудование, а также, конечно, завершенные проекты, научные отчеты, рукописные книги. Но следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл настоящего исследования - добыть знания самостоятельно - важен не столько для того, кому адресовано сообщение, сколько для того, кто рассказывает. Поэтому «этап защиты проекта» пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения маленького исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть «публичной». Публикой могут быть и друзья-сверстники с аналогичными проектами, и бабушки, и дедушки, и непременно родители. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

О результате
На всех этапах работы мы должны иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов - это развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Для нас главный результат этой работы - это прежде всего бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Памятка взрослому
Эта работа потребует от взрослого педагогического мастерства, умения быстро ориентироваться в ситуации. Будет полезно, если вы будете придерживаться следующих простых, общих правил:
    подходите к проведению этой работы творчески;
    не сдерживайте инициативы детей;
    поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите детей действовать независимо;
    помните о главном педагогическом результате - не делайте за ребенка то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно; не спешите с вынесением оценочных суждений;
    оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать;
    обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:
    учитесь прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями,
- старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования,
- старайтесь обучать ребенка умениям анализировать, синтезировать, классифицировать информацию.