Наличие институтов в структуре университета стало одним из признаков инновационности развития. Содержательный аспект заключается не просто в объединении образовательных подразделений и практических центров в единый комплекс, а в изменении качества механизма взаимодействия и получаемых результатов. Таким образом, один из ключевых вопросов - определение объединяющего начала для включенных в институт подразделений. Мы считаем, что таким объединяющим началом может быть научно-исследовательская деятельность, концепцию которой мы рассматриваем как основу для взаимодействия и межведомственных контактов.

Концепция научной деятельности Института экстремальной психологии подготовлена на основании базовых положений стратегии развития МГППУ и приоритетов, направлений совершенствования научно-исследовательской деятельности университета. Концепция ориентирована на реализацию стратегической цели: превращение МГППУ в научно-образовательный комплекс - исследовательский психологический университет.
Современное состояние проблемы позволяет определить приоритетные направления научной деятельности Института экстремальной психологии. Это прежде всего:
    Исследовательская программа по обеспечению психологической безопасности в образовании и других социальных институтах (разработка и практическая апробация системы критериев оценки психологической безопасности образовательного пространства, психологических аспектов безопасности среды жизнедеятельности).
    Организация и проведение научных исследований, разработка целевых научных программ и проектов по проблемам изучения деятельности и поведения человека в экстремальных условиях (управление поведением в трудных жизненных, в том числе чрезвычайных и экстремальных, ситуациях; психология и организация деятельности в сложных и особых условиях; профилактика и купирование последствий чрезвычайных ситуаций и психологических травм в жизни человека, а также разработка мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов, весь комплекс психологических вопросов реабилитации специалистов и пострадавших).
. Оганизация и проведение прикладных исследований и разработок, направленных на создание и применение современных технологий психологического сопровождения людей в трудных жизненных, в том числе чрезвычайных и экстремальных, ситуациях (совершенствование психологического отбора и психологической подготовки лиц профессий особого риска, организации мобильной и экстренной психологической помощи населению, в первую очередь детям и подросткам).
Таким образом, основной целью научной деятельности становится расширение научно-теоретической, научно-экспериментальной и научно-методической базы проведения исследований в области психологии безопасности.
Для достижения поставленной цели должны быть решены такие основные задачи, как:
    Разработка концептуальных основ научных исследований в области психологии безопасности, систематизация, обобщение и аналитическая оценка существующих исследований, публикаций в данной области, создание теоретического обоснования для системы эмпирических исследований.
    Организация экспериментальных исследований в области психологии безопасности и оценки и проектирования безопасной социальной среды.
    Научное сопровождение специальностей, специализаций, магистерских программ, обучение по которым ведется в институте.
    Создание банка психодиагностических методик и психотехнологий по экстремальной психологии и обеспечению психологических аспектов безопасности в образовательной среде и других социальных средах.
    Установление контактов и развитие сотрудничества с ведущими специалистами в области психологии безопасности, экстремальной психологии, органами государственной власти и управления, предприятиями и организациями, научными и образовательными учреждениями.
    Установление и развитие международных научных контактов.
Основными направлениями научной деятельности института изначально были определены:
    Научно-исследовательская деятельность - работа по этому направлению осуществляется в процессе выполнения фундаментальных научных исследований в рамках научно-образовательного комплекса НОК «Психология» совместно с исследовательскими программами лаборатории ПИ РАО.
    Научно-методическая деятельность - внедрение в содержание учебных дисциплин, читаемых на факультетах института, результатов научных исследований; координация тем выпускных квалификационных работ, магистерских и кандидатских диссертаций обучающихся с целевыми установками научной деятельности института; разработки профессиональных компетенций выпускников.
    Научно-практическая деятельность направлена на апробацию и внедрение технологий и методов работы в деятельность службы практической психологии в образовании, служб психологического сопровождения деятельности специалистов профессий особого риска; использование научных лабораторий и ЦЭПП («Детский телефон доверия», «Мобильная помощь») в качестве баз для научно-исследовательской и производственной практики обучающихся.
В каждой деятельности важна ее организация. Организационные принципы реализации научной деятельности института - это:
    Принцип опоры на фундаментальные научные исследования.
    Принцип устойчивой научной среды. Тут необходим постоянно действующий исследовательский семинар, на котором специалисты (в области психологии экстремальных ситуаций, организационной и экономической психологии, психологии безопасности образовательной среды, технологий оказания психологической помощи) будут обсуждать и находить решение тех проблем, которые заявлены в научных приоритетах деятельности института.
    Принцип экспертной оценки проектов и системы внутренних исследовательских грантов.
    Принцип связи с образовательной практикой. Результаты научных проектов мы будем включать в содержание учебных дисциплин, темы научной работы преподавателей факультетов, научно-исследовательской работы студентов, курсовых, дипломных, магистерских, кандидатских и докторских диссертаций согласовывать с основной темой и научными направлениями исследований института. Результаты научных проектов будут апробироваться и внедряться в образовательные учреждения университетского округа.
    Принцип информационной поддержки. Тут важно развитие информационной инфраструктуры для установления контактов с российскими и зарубежными коллегами, с фондами, предоставляющими гранты на проведение научных исследований.
Приоритетная организационная форма научной деятельности института - исследовательский проект. В состав исполнителей проектов входят преподаватели и сотрудники всех структурных подразделений института, студенты, магистранты и аспиранты. Темы проектов - научные направления, реализующие единую тему научной деятельности института. Научное направление возглавляет научный руководитель - преподаватель или сотрудник института. К выполнению проектов могут привлекаться специалисты всех подразделений МГППУ, специалисты других образовательных учреждений, научных организаций и прочих структур.
Основная тема научных исследований института - «Теоретические и методологические основы психологии безопасности человека и общества», в соответствии в которой выстроены научные направления структурных подразделений и разрабатываемых проектов.
Сегодня в институте научно-исследовательский блок представлен следующими научно-исследовательскими лабораториями:
    Психологическая безопасность в образовании.
    Психологическое сопровождение и реабилитация специалиста, работающего в особых условиях.
    Психологическое обеспечение деятельности в экстремальной ситуации.
    Научно-методическое обеспечение экстренной психологической помощи.
Разработка научно-теоретической и научно-методической проблематики по вопросам экстремальной психологии - крайне актуальная и высоко социально значимая задача. В отечественной науке и практике экстремальная психология сегодня стала одной из самых молодых отраслей знания. Сегодняшняя социокультурная ситуация, к сожалению, характеризуется нарастанием числа экстремальных и чрезвычайных происшествий и трагических актов, преодоление последствий которых настоятельно требует объединения усилий специалистов разных ведомств. Накопленный практический опыт такой работы нуждается в обобщении и научном и методическом осмыслении. Межведомственное взаимодействие, взаимный обмен результатами способны значительно усилить эффективность решения проблем, столь значимых для обеспечения безопасности личности и общества.

В.Рубцов, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, ректор МГППУ;
И.Баева, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора по науке Института экстремальной психологии МГППУ