Некоторые родители очень много времени уделяют физическому воспитанию грудных малышей, используя при этом массаж, гимнастику, закаливание. Но вот проходит год-полтора, у родителей появляются новые заботы по воспитанию ребенка. И хотя именно у 2-3-летних детей формируются характер, вкусы и привычки, гигиенические навыки, развиваются речь и движения, закладываются основы нравственного и эстетического воспитания, физическому воспитанию в семье уделяют все меньше времени. Попробуйте сказать родителям, что их детям в возрасте от 1 года до 3 лет как воздух необходимы занятия физическими упражнениями. В ответ в большинстве случаев услышите: «Какая там физкультура! Наш малыш и так ни на минуту не присядет. Все время в движении. Крутится как юла...» Но специалисты заметили, что:
- даже при большой подвижности движения у детей обычно однообразны, в работу вовлекаются не все мышцы, а только часть и, как правило, одни и те же группы, это не дает достаточного физиологического эффекта;
- в младшем возрасте неправильно выполненное движение у ребенка прочно и надолго закрепляется и может стать причиной неравномерного развития мьшц, нарушения осанки, искривления позвоночника, а это в свою очередь затруднит деятельность, рост и развитие внутренних органов;
- в возрасте до 3 лет организм ребенка наиболее пластичен, любое, даже самое незначительное, но систематически повторяемое воздействие оказывает большое влияние на его развитие.
Во всех детских учреждениях нашей страны малыши систематически занимаются физическими упражнениями. Однако исследования последних лет свидетельствуют о том, что этого еще недостаточно. Их следует дополнять занятиями дома.


Что важно в воспитании детей - советы педагогов и психологов
    Принимайте ребенка таким, какой он есть. Очень часто родители хотят, чтобы ребенок был таким, каким его хотят видеть они, не задумываясь над тем, что он этого, может быть, совсем не хочет.
    Каждый ребенок имеет право быть самим собой, хочется этого родителям или нет. Все попытки переделать ребенка по своей модели в конечном счете обречены на провал, ибо сопряжены с насилием, а насилие может привести только к другому насилию: в данном случае насилие родителей приводит к тому, что ребенок совершает насилие над собой. Последствия такого насилия рано или поздно проявятся в виде невроза, подавленности, излишней скромности или, напротив, развязности.
    Есть такие вещи, которые одобрить никак нельзя, к примеру, проявления жестокости, презрения к людям, но только приняв подобные качества в своем ребенке, можно помочь ему от них избавиться (если, конечно, он сам этого захочет, а для того, чтобы он захотел, придется постараться).
    Не считайте ребенка своей собственностью. Ни один человек не может быть собственностью другого, даже если это закреплено юридическими или социальными узами.
    Постарайтесь отслеживать у себя «собственнические отношения» к ребенку и, приняв их в себе (без этого избавиться от них невозможно), постепенно их устранять.
    Нужно отделять чувство собственничества от подлинной заботы об общем благополучии ребенка. Причем особенно это связано с необходимостью развивать независимость и умение полагаться на самого себя. Родители все время должны уметь в каждый момент поймать, погасить в себе этот собственнический инстинкт и всячески сопротивляться его пагубному влиянию.
    Использование самых лучших методик воспитания ничего не даст, если нет любви, честности, терпения и некоторых других качеств.
    Если мы учим ребенка честности и при этом ведем себя не всегда честно (не важно, по отношению к ребенку или по отношению к другим людям), то, скорее всего, он заметит (сознательно или же подсознательно) несоответствие между нашими словами и делом.
    Требовать от ребенка быть честным могут лишь те родители, которые честны сами. Личный пример действует гораздо сильнее многочасовых чтений морали.
    «Незаметное воспитание» - воздействие на ребенка обстановки в семье, поведения родителей в той или иной ситуации, их отношения к ребенку, их эмоциональных и энергетических состояний. Подмечено, что «незаметное воспитание» влияет на ребенка больше, чем «заметное».
    Психологи считают, что слова не воспитывают, дети становятся такими, как их родители, только еще хуже. Поэтому детям надо показывать, как жить, а не рассказывать и тем более не читать мораль.
    Уважайте своего ребенка. Каждый человек независимо от того, какие качества характера ему присущи, заслуживает уважения. Дети заслуживают не меньшего уважения, чем взрослые, а, может быть, даже большего, ведь взрослый человек более-менее психологически защищен от разного рода проявлений неуважения, чего нельзя сказать о детях. Задача родителей понять: то, чем сейчас занимается их ребенок, необычайно важно, даже если им кажется, что это не так.
    Не относитесь слишком серьезно к процессу воспитания и своей роли в нем, пусть это будет вашей игрой - с самим собой, с миром, с детьми.
    Не должно быть воспитания только ради воспитания. Нужно уделять необходимое внимание воспитанию, но не забывать и о себе, и о своей жизни.
    Воспитание без чувства юмора, особенно по отношению к себе, даже при использовании наилучших методик может привести к печальным последствиям.
    Старайтесь, объясняя что-либо ребенку, не «разжевывать» все до конца. Лучше немного недосказать, чтобы дать возможность ребенку самому сделать открытие. Пусть он сам «откроет Америку».
    Предоставляя ребенку свободу в развитии, оставайтесь требовательными, но не к результату того, что делает ребенок, а к процессу, иначе в случае неудачи, за которую к тому же еще и ругают или наказывают, негативная реакция на это может остаться в подсознании на всю дальнейшую жизнь, и хорошо еще, если не разовьется «комплекс неудачника».
    Помните об индивидуальном подходе. Нет и никогда не было двух одинаковых людей, а значит, любую методику воспитания необходимо применять с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Индивидуальный подход к воспитанию ребенка невозможен без творческого отношения к процессу воспитания.
    Творчество в воспитании не означает бездумный отказ от всего того, что есть в арсенале современной педагогики и детской психологии, однако критический подход в этом случае будет уместен.