Во-первых, все учреждения образования уже сегодня могут стать бюджетными или автономными. Сегодня практически все ДОУ Москвы - бюджетные, но в соответствии с 83-м законом статус бюджетного учреждения будет существенно отличаться от нынешнего. Статус автономного учреждения все ДОУ могли получить и до выхода этого закона, но столица не использовала это право, так как тогдашний мэр Юрий Лужков и руководитель Департамента образования Любовь Кезина были противниками этого перехода. Нынче ситуация изменилась, так как и нынешний мэр Сергей Собянин, и министр образования Москвы Исаак Калина считают, что изменение статуса ДОУ приведет, во-первых, к расширению свободы учреждений, во-вторых, сделает более эффективной помощь родителей тем детским садам, которые посещают их дети.
Прежде чем задуматься об изменении статуса, ДОУ нужно сравнить положение дошкольного учреждения - нынешнее и то, что возникнет при переходе в статус автономного. (См. таблицу.)
Автономным может стать детский сад, который сегодня имеет статус бюджетного учреждения. Для этого нужно, чтобы было принято решение органа исполнительной власти. Как говорится, учредителю виднее, какое ДОУ «доросло» до того, чтобы стать автономным, а какому еще рано, так как оно не сможет в полной мере грамотно и по-хозяйски распорядиться преимуществами нового статуса. То есть статус автономного ДОУ должно еще заслужить. Если раньше изменение статуса могло происходить по инициативе коллектива ДОУ или даже родителей (в соответствии с законом «Об АУ»), то теперь все решает учредитель и бесполезно писать письма в вышестоящие инстанции, споря с решением учредителя или с нежеланием учредителя принимать решение об изменении статуса ДОУ.
Возникает вопрос: а кто может быть учредителем ДОУ?
Однако ДОУ имеет право представить учредителю свое обоснованное предложение относительно изменения статуса, вот тут важно, чтобы было насчет этого решение руководителя ДОУ или, скажем, совета ДОУ. Это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 №924, которое утвердило порядок подготовки предложений о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений. Если учредитель согласится с предложением ДОУ об изменении статуса, то он подготовит по установленной форме предложение и проект, согласовывая эти документы с органом исполнительной власти, осуществляющим управление имуществом субъекта РФ, то есть Правительством Москвы, или муниципального образования, то есть округом. Если учредитель не согласится с предложением ДОУ, то изменение его статуса будет невозможным.
Нужно учесть, что автономное ДОУ получает средства из бюджета в части обеспечения реализации задания учредителя.
Само определение АУ соответствует положению ДОУ, ведь оно сможет в новом статусе изменить финансирование и расходование бюджетных и внебюджетных средств и по-новому выстроить бухгалтерское обслуживание. Но тут надо учесть то, что вторая буква в определении АУ означает, что ДОУ и в новом статусе остается образовательным учреждением, следовательно, помимо закона №83, оно будет следовать положениям Закона «Об образовании». Оно будет некоммерческим учреждением, поэтому будет следовать положениям Закона «О НКО» (ведь основной целью работы ДОУ и в новом статусе АУ будет не извлечение и распределение прибыли между участниками, а осуществление образовательного и воспитательного процесса, а также других функций некоммерческого характера), а также Гражданского кодекса РФ. Для АУ будет важным документом и Типовое положение о ДОУ, оно будет обязано соблюдать все положения нормативных правовых актов, которые касаются деятельности детских садов.
Автономное ДОУ должно будет иметь лицензию на ведение образовательной деятельности, устав, утвержденный учредителем. При изменении типа существующего государственного или муниципального ДОУ в его устав вносятся изменения, которые будут касаться структуры и полномочий органов управления автономным учреждением, хозяйственно-финансовой деятельности, порядка управления учреждением. Как правило, те учреждения, которые меняют статус, разрабатывают новый устав и те или иные локальные акты, необходимые в связи с принятием нового устава.
Нужно особо учесть то, что после регистрации учредительных документов автономного ДОУ будет необходимо переоформить трудовой договор между учредителем и заведующим, а также трудовые договоры между заведующим и другими работниками учреждения в связи с организационными изменениями условий труда согласно статье 74 Трудового кодекса РФ.

Информация к сведению

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об автономных учреждениях» автономное ДОУ может иметь одного учредителя, это:
    субъект РФ - в отношении автономного ДОУ, созданного на базе регионального имущества, то есть Москва как субъект РФ;
    муниципальное образование - в отношении автономного ДОУ, сформированного на базе муниципального имущества, то есть округ.

Информация к сведению

Постановление Правительства РФ от 28.05.2007 №325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения» определило форму предложения о создании автономного ДОУ путем изменения ныне существующего в другом статусе. К предложению в соответствующей форме должны прикладываться:
    копия решения об изменении статуса, заверенная заведующим автономным ДОУ;
    копии документов, подтверждающих правильность предоставляемых сведений (лицензии, свидетельства о государственной аккредитации, бухгалтерские документы).

Информация к сведению

Согласно ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях» в уставе должно быть:
    наименование автономного ДОУ, включающее в себя слова «автономное учреждение» и содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника имущества;
    местонахождение учреждения (юридический и фактический адрес);
    сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного ДОУ;
    цель, задачи и предмет деятельности учреждения;
    исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное ДОУ вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;
    сведения о филиалах, представительствах автономного ДОУ;
    структура, компетенция органов автономного ДОУ, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности;
    иные сведения, предусмотренные федеральными законами (такие сведения содержатся, например, в п. 2 ст. 52 ГК РФ и ст. 13 Закона РФ «Об образовании»).