Умственное воспитание ребенка-дошкольника сводится не только к развитию познавательных процессов, содержание умственного воспитания включает в себя формирование у детей определенного объема знаний, позволяющих им ориентироваться в окружающем мире, понимать элементарные отношения и взаимозависимости. У дошкольника в норме большое значение в умственном развитии имеет стихийное обучение, которое происходит в повседневной жизни. У ребенка с нарушениями интеллекта стихийного накопления знаний и представлений об окружающем мире не происходит, не создается основы для адекватной ориентировки в окружающем. Поэтому обучение имеет ведущее значение в накоплении знаний у ребенка с нарушениями развития и в их систематизации. Образовательный процесс у этой категории детей возможен только при условии обеспечения личностно ориентированного подхода в воспитании и обучении, максимальной степени индивидуализации обучения.
В настоящее время в книжных магазинах Москвы в широком ассортименте представлены рабочие тетради, пособия, программы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром. В работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта, эти учебные материалы могут использоваться лишь частично. У меня возникла проблема отсутствия пособий для работы с детьми в моей группе.
В начале 2009-2010 учебного года я начала работу по систематизации и оптимизации учебного материала для ознакомления с окружающим миром, для работы в разновозрастной группе для детей со сложной структурой дефекта. Я изучила и использовала такие материалы, как «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Е.Екжановой и Е.Стребелевой, «Программа обучения и воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л.Баряевой и О.Гаврилушкиной, «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» 3.Агранович, «Тетрадь для средней логопедической группы» и «Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада» Н.Нищевой, «Тесты для дошколят. Подготовка руки к письму», «Научите меня говорить правильно!» О.Крупенчук, «Большая книга развивающих заданий для детей 4-5 лет» С.Гавриной, «Хочу все знать. Мир вокруг» Е.Брежневой и Н.Брежнева, «Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников» С.А.Васильевой, «Тренируем пальчики - развиваем речь» О.И.Крупенчук. Выборка из всех этих книг снимает трудности подбора дидактического материала на индивидуальных занятиях с данной категорией детей, позволяет контролировать уровень усвоения программного материала.
В работе я придерживаюсь таких принципов: максимальная расчлененность учебного материала, поэтапность его усвоения, сочетание слова и наглядности (наблюдения за живыми объектами, рассматривание муляжей, картин, просмотр кино-, видеофильмов, проведение целевых прогулок и экскурсий).
Занятия по ознакомлению с окружающим провожу концентрически - в каждой возрастной группе детям сообщаю знания по всем направлениям: ознакомление с явлениями социокультурной жизни, с предметным миром, созданным руками человека, с живой и неживой природой и явлениями природной среды.
На каждую неделю отвожу одну лексическую тему, которая представлена заданиями на развитие связной речи, игровыми заданиями для развития пальцев рук, упражнениями на развитие зрительного, слухового внимания, грамматическими заданиями, речедвигательной ритмикой. Речедвигательная ритмика - это отработанная система двигательных упражнений с одновременным произнесением звуков, слогов, слов; я использую методику Железновых «Музыка с мамой». Речедвигательная ритмика, успешно вплетенная в занятие, помогает в игровой форме развивать моторику, решать коррекционные задачи, вызывать положительные эмоции детей.
Для каждого ребенка с учетом его познавательных способностей я подбираю материал, который дети изучают и закрепляют на занятиях с дефектологом, логопедом, воспитателем, психологом, даю задания для работы родителей с ребенком дома.
Работа с детьми идет на индивидуальных занятиях и в малых группах (по 2 ребенка). Заметила, что некоторые дети, например Ольга Г. (5 лет), Костя М. (5 лет), при работе в малой группе лучше проявляют познавательный интерес, активно работают по подражанию, только индивидуальная работа нужна Денису Б. (6 лет), Диме Р. (6 лет), Илье П. (5 лет) из-за отсутствия навыка взаимодействия со сверстниками и эмоционально-личностных особенностей.
Я продолжаю апробировать собранный материал в новом 2010-2011 учебном году, учитывая трудности, возникшие у детей при знакомстве с заданиями. Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребенка, учит быть внимательным к тому, что его окружает.