Они посчитали, что в настоящее время сохраняется тенденция ухудшения соматического и нервно-психического здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, школьников и учащейся молодежи. Проводимая на этом фоне модернизация образования осуществляется без учета сниженных функциональных возможностей современных учащихся, низкого уровня санитарно-гигиенического благополучия многих функционирующих образовательных и воспитательных учреждений. Негативный вклад условий воспитания и обучения, низкого материального уровня населения и социальной нестабильности в формирование здоровья детей влечет за собой неблагоприятные для общества последствия: продолжающееся ухудшение здоровья подрастающего поколения, снижение образовательного потенциала, ограничения у выпускников школ в выборе профессии, проблемы с комплектованием армии, снижение репродуктивных возможностей молодежи, высокий уровень ранней инвалидизации.
Организация физического воспитания в школе продолжает подвергаться критике в силу его недостаточной эффективности для поддержания здоровья учащихся. По-прежнему острой остается проблема организации в школах качественного питания учащихся. Осуществление медицинского обслуживания учащихся сопряжено с трудностями материального, организационного и кадрового обеспечения. Поэтому самую положительную оценку заслуживают расширение сети школ, содействующих укреплению здоровья обучающихся (ШСУЗ), разработка и внедрение новых здоровьесберегающих и оздоровительных технологий. В таких школах создаются реальные условия для повышения академической успеваемости учащихся и воспитания у них и их семей навыков здорового образа жизни, внедряются в практику работы комплексные программы по профилактике школьно-обусловленных болезней наряду с созданием благоприятного психологического микроклимата и адресной коррекцией имеющихся у детей заболеваний. Школы, содействующие укреплению здоровья, обеспечивают активное сотрудничество между секторами здравоохранения, образования, родителями, общественными организациями, муниципальными органами власти. ШСУЗ вовлекают детей и подростков в активную деятельность по сохранению и укреплению здоровья, делая их полноправными партнерами в деле реализации школьного здравоохранения.
Как положительное явление следует отметить создание в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН Лаборатории научно-методических основ школ здоровья, которая призвана разрабатывать научно обоснованные документы, направленные на совершенствование деятельности российской сети ШСУЗ.
Однако в работе школ, содействующих укреплению здоровья, есть и проблемы, требующие решения. ШСУЗ еще не стали в Российской Федерации заметным явлением в деле укрепления здоровья подрастающего поколения. В регионах и на федеральном уровне не налажены четкий учет и взаимодействие всех школ, работающих в рамках основополагающих принципов европейской сети ШСУЗ. Недостаточно обобщается и распространяется передовой опыт ШСУЗ, отсутствует орган, координирующий работу Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ, других ведомств по вопросам развития российской сети школ, содействующих укреплению здоровья. В недостаточной мере разработана научно-методическая база (книги, руководства, брошюры, видеофильмы), необходимая для работы и оценки эффективности школ, содействующих укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.
Участники фестиваля посчитали, что в настоящее время необходимо:
- сохранение и восстановление здоровья учащейся популяции детского населения, что требует межведомственного подхода к разработке федеральных, региональных и муниципальных программ и мероприятий по развитию и совершенствованию деятельности школ, содействующих укреплению здоровья;
- совершенствование законодательной базы российского здравоохранения и образования с целью усиления ответственности детских и подростковых учреждений обоих ведомств за сохранение здоровья детей и подростков;
- финансовое обеспечение профилактической и оздоровительной работы в образовательных учреждениях за счет федеральных и муниципальных бюджетных средств и региональных фондов обязательного медицинского страхования с соответствующей разработкой нормативной базы;
- активное сотрудничество между секторами здравоохранения, образования, органами власти, общественными организациями на федеральном, региональном и муниципальных уровнях в развитии российской сети ШСУЗ и ее региональных и муниципальных структур;
- создание Национального центра поддержки развития российской сети школ, содействующих укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, для координации деятельности региональных сетей ШСУЗ и их методического обеспечения;
- обеспечение распространения положительного опыта работы ШСУЗ - участников Всероссийского конкурса через средства массовой информации, веб-сайт российской сети ШСУЗ;
- назначение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регионов и муниципальных образований координаторов российской сети ШСУЗ;
- развитие взаимодействия российской сети школ, содействующих укреплению здоровья обучающихся воспитанников, с европейской сетью.