Как не пропустить начало болезни? Самые ранние симптомы начинающегося расстройства психики можно обнаружить, если, конечно, это заметят родители. И было бы замечательно, если бы они сами, увидев  необычное, тут же отправились на консультацию к специалисту. Необязательно сразу к врачу-психиатру (это действительно страшно), хотя бы к психологу, что уже почти никого сейчас не ужасает. Тем не менее с этим мы сталкиваемся. Я в своей практике редко встречаю случаи, когда ситуация только-только начинает развиваться.
Я сталкиваюсь с тем, когда уже что-то случилось. Когда уже есть тяжелая школьная дезадаптация, когда уже есть суицидальная попытка у ребенка, когда уже есть грубое отставание в развитии, когда есть такие признаки, которые заставляют  родителей думать, что не все благополучно.
В какие ловушки родители могут угодить и, как правило, попадают? Нужно иметь в виду, что симптоматика психических расстройств в детском возрасте обычно очень-очень стертая. Редко дети предъявляют внятные жалобы. Например, когда взрослый человек страдает депрессией, он иногда выглядит как депрессивный и предъявляет жалобы, более-менее похожие на депрессивные, или же жалуется на грусть и печаль. Ребенок никогда не формулирует свои переживания как грусть и печаль. Он может сказать, что ему скучно, что у него все болит. Он изменится в поведении, но не предъявит такой жалобы, которая звучала бы внятно и сигналила об определенном расстройстве.
Как правило, в детском, а особенно в подростковом возрасте психические расстройства замаскированы симптомами, которые совсем не похожи на то психическое расстройство, которое лежит в основе этой симптоматики. Самый простой и самый распространенный пример - это дивиантная маска у подростка, которая развивается в раннем возрасте. Хамит, кричит, оскорбляет, никого не слушает. Мы теряем взаимопонимание с ребенком. Что делаем: нажимаем, воспитываем вместе с учителем, давим на него. И в результате обращаемся к врачу тогда, когда происходит что-то ужасное, уже почти фатальное. Поэтому выявление ранних признаков патологии в детском возрасте очень сложное дело.
И мы, специалисты, отдаем в этом отчет. Но еще более важно понимать, в какие ловушки очень часто попадают родители, когда они обнаруживают что-то необычное в поведении или в эмоциональной сфере или  сфере коммуникаций своего ребенка. С одной стороны, родители преисполнены страха перед обращением к специалисту, но не понимают при этом, что с сыном или дочерью происходит. Если я чего-то не понимаю, я что-то придумываю. Все, что им непонятно, моментально мифологизируется.
И для этого очень много обстоятельств, которые позволяют мифологизировать разного рода особенности у ребенка. Самые свежие - это миф  о появлении среди нас детей дебильных.
С чем сталкиваюсь я? Родители приводят ко мне ребенка. Как правило, с одной стороны, они малопросвещенные, а с другой стороны, по своим обстоятельствам это люди, пребывающие в состоянии высокой тревоги. Недавно у меня на приеме была семья: мама, папа и девятилетний сын. Они недавно живут в Москве, и в Москве их все пугает, все их надувают, обманывают. Главная проблема в том, что ребенка решительно выталкивают из школы. Уже третья школа не справляется с ним. Наш разговор продолжался час. За это время  мальчик, который по идее должен был свою социальную комплектность обнаружить хотя бы представлением о дистанции, которая существует между людьми, тем более незнакомыми, все перевернул в комнате, в которой мы находились. Он посидел на полу, развязал шнурки на моих башмаках, вывалил все мелкие и крупные игрушки. В последнюю секунду я едва спасла свою ручку с пером, потому что, конечно, это вызвало у него дикое любопытство.
Но при этом потом он ответил на все мои вопросы.
Что говорил отец? Вот мы третью школу меняем. Выпихивают его. Не справляются с моим ребенком. Я пришел к вам, чтобы вы мне подтвердили: мой сын необыкновенный ребенок. Он из космоса...
Я поняла, что ребенок нуждается в обследовании, в коррекции, в помощи, безусловно. Ему эта помощь не оказывается, потому что у родителей есть утешающий их обман. Утешающая их сказка. И масса возможностей эту сказку подтверждать. Но не менее опасна ситуация, которая возникает с другой стороны, когда существует и в родительской семье, и в среде профессионалов тенденция гипердиагностики.
Сегодня она не актуальна, а недавно очень часто встречалась. Это попытка переучить леворукого ребенка. Ты леворукий, с тобой трудно, трудно учить тебя писать. Сейчас тебя буду переучивать. Это, конечно, симптом, это, конечно, диагноз. Сейчас мы родителям все объясним, их как следует напугаем и будем переучивать. Последствия этого всем нам известны.
Чем опасна такая гипердиагностика? Возникает совершенно неоправданная надежда у самых близких этого ребенка, что можно поставить диагноз и выписать золотым пером лекарства.  Начнем их давать, и все само собой наладится. А, как правило, симптом ребенка сигналит о неблагополучии в системе как минимум семьи. Изменения требуются системные. Это очень трудно. Это не получается так скоро, как хочется.
И, конечно, часто родители приходят показать ребенка специалисту и говорят: вот «исправь» его и отдай исправленного. Это ловушка, но она не так опасна, как та, в которую попадает каждый второй.
Это ловушка информированности, которую дает нам Интернет. А он дает возможность, как думают многие, самостоятельно лечить ребенка, у которого появились отклонения в психике. Могу обойтись без специалистов. Зайду на форум, почитаю, что пишут другие родители о подобных случаях. Найду то, что смогу примерить на себя. Куплю те лекарства, которые использовали они.
Буду лечить ребенка сам. Не нужны мне профессионалы, которые будут вешать ярлыки на моего ребенка, говоря о его психологических расстройствах. Это меня дискредитирует. Пусть все останется внутри моей семьи.
А я хочу сказать: не бойтесь обращаться за помощью к специалистам, это необходимо. И тогда появится надежда, что вы не прозеваете расстройство, которое испортит всю жизнь вашему ребенку.  

​Елена ВРОНО, кандидат педагогических наук, руководитель лаборатории Института психолого-педагогических проблем детства