Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ:
Образование останется главной темой


Думаю, что вокруг образования в 2011 году будет повышенный эмоциональный фон. Одной из актуальных тем останется обсуждение закона об образовании как повод еще раз поговорить о проблемах отрасли и перспективах развития.
Несмотря на очень серьезные экономические трудности, мы продолжили переход на новую систему оплаты труда и продолжим его в 2011 году. При этом важно, что ни в регионах, ни на федеральном уровне финансирование образования не уменьшается.
После вступления в силу нового закона о госконтроле за учебными заведениями с 1 января 2011 года в России изменятся процедура и технология государственного лицензирования и аккредитации вузов. Соответствующие изменения в федеральный закон подписаны президентом страны Дмитрием Медведевым. Теперь лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно, на каждый филиал образовательного учреждения будет оформляться отдельное приложение. Лицензия аннулируется решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Думаю, что с уменьшением количества вузов у людей появится больше возможностей получить качественное образование. Ведущие университеты должны быть конкурентоспособными с институтами РАН как по уровню научных достижений своих сотрудников, так и по средней зарплате. Полагаю, что есть реальный шанс в течение четырех-пяти лет существенно продвинуться в этом направлении.

Надежда ГЕРАСИМОВА, заместитель председателя ГД РФ:
Время подумать о летней оздоровительной кампании


2010-й был первым годом, когда исполнение полномочий по организации, проведению и финансированию детской оздоровительной кампании полностью было возложено на субъекты Российской Федерации. С 1 января по 25 ноября 2010 года организованными формами отдыха и оздоровления были охвачены 8,3 миллиона детей, или 54,3 процента от общей численности школьников. В период летних каникул отдохнули 6,6 миллиона детей (40 процентов). На проведение оздоровительной кампании израсходовано 43 миллиарда рублей.
Однако следует обратить внимание на практически не измененную структуру размещения детей в учреждениях всех форм отдыха (44,7 процента отдыхают в лагерях дневного пребывания (пришкольные) и только 26,9 процента - в загородных), на постоянно растущую стоимость путевок, сокращение количества детских летних оздоровительных учреждений, недостаток профессиональных кадров, низкую оплату труда специалистов, несовершенную систему безопасности детского отдыха и на самый больной вопрос - инфраструктуру и материально-техническое состояние детского оздоровительного комплекса. Можно констатировать: нам многое еще предстоит сделать.
Для того чтобы отдых наших детей действительно оздоравливал, сочетался с физическим, культурным и трудовым воспитанием, нам необходимо определиться с концептуальными принципами государственной политики по организации системы детского отдыха, совершенствовать нормативно-правовую базу как на федеральном, так и на региональном уровне, увеличить количество летних загородных оздоровительных лагерей, при этом сократить число лагерей с дневным пребыванием, которые, по сути, не оздоровительные, решить вопросы подготовки квалифицированных кадров, поднять оплату труда специалистам, работающим с детьми, и уровень подготовки воспитателей, а также решить вопросы безопасности во всех ее проявлениях - безопасности питания, проживания, противопожарной и дорожной безопасности.

Григорий БАЛЫХИН, председатель Комитета ГД РФ по образованию:
Меньше нельзя


В завершение 2010 года Госдума приняла правительственный законопроект, разрешающий регионам в 2011 году устанавливать размеры компенсаций родительской платы в детских садах. Те субъекты Федерации, которые не в состоянии выплатить эти суммы за счет собственных средств, смогут это сделать за счет субсидий, предоставляемых для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов. В то же время была принята поправка, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом оговаривается, что педагоги федеральных образовательных учреждений будут получать компенсации за счет госбюджета, а их коллеги из региональных и муниципальных образовательных учреждений - за счет средств соответствующих бюджетов. Этим решением Госдума ни в коем случае не лишает льгот сельских педагогов.

Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ:
В наших планах нет ничего нереального

В ближайшем будущем мы будем развиваться в соответствии с теми планами, которые изложены в Программе развития Российской Федерации до 2020 года. Некоторые планы мы выстраиваем уже на 2030-2035 годы. И я уверен, в этих планах нет ничего такого, что мы не смогли бы реализовать, если будем работать солидарно, ответственно и эффективно. Поддержка финансового сектора, поддержка реального сектора экономики, целенаправленные меры в социальной сфере, связанные с точечной поддержкой отдельных категорий населения, рынок труда - все это далось непросто, но результат очевидный, и он носит явно позитивный характер. Наша задача в ближайшие годы, в ближайшие 1,5-2 года - закрепить эту позитивную тенденцию.

Сергей МИРОНОВ, председатель Совета Федерации РФ:
Мы обязаны помнить трагические уроки истории


Не могут не беспокоить события декабря 2010 года, случившиеся в Москве. Нацизм - это идеология агрессии и насилия. Поэтому так важно противодействие различным видам насилия - семейному, политическому, межэтническому, межрасовому. - Для России как государства, в котором проживают представители более ста восьмидесяти народов и этнических групп, сохранение межнационального мира - насущная задача. Уверен, что мы часто недооцениваем экономические, социальные и даже психологические условия возникновения и распространения нацистских идей. Бедность, депрессия, бездуховность, разочарование в демократических ценностях - это факторы, способствующие росту интереса к фальшивому блеску неонацистской идеологии. Борьба с реабилитацией и возрождением нацизма требует совместных усилий государства и гражданского общества. Это касается мониторинга нацистских проявлений, противодействия их пропаганде, ведения информационно-просветительской деятельности. Я вижу здесь огромный потенциал для сотрудничества и обмена опытом.
Многое зависит от социализации и образования молодежи. Например, нам необходимо серьезно проанализировать, какое место в учебных программах школ и университетов занимает антифашистская тематика, изучение трагических страниц Второй мировой войны. Опираясь на прошлый опыт, каждое поколение должно пройти свой путь в понимании важности патриотизма и опасности нацизма. Считаю, что сегодня недостаточно задействованы потенциал и возможности средств массовой информации, искусства, литературы. Все это инструменты сохранения и передачи новым поколениям памяти о прошлых жертвах нацизма и о его сегодняшних злодеяниях. В борьбе с нацизмом стало много формализма и политиканства. Нередки случаи, когда под видом описания исторических событий проводится эстетизация или скрытая апология нацизма. Вместе с тем художественных средств реализации антинацистских идей сегодня никак не меньше, чем раньше. Например, в свое время настоящий шок вызвал снятый советским режиссером Михаилом Роммом документальный фильм «Обыкновенный фашизм». В нем на основе трофейной кино- и фотохроники были наглядно показаны сущность гитлеровского режима и то, какое будущее в случае его победы ждало человечество. Современное общество постоянно нуждается в подобных прививках от человеконенавистнических теорий и идей. Мы обязаны помнить трагические уроки истории, когда от раскола прогрессивных сил выигрывали нацисты и профашистские диктаторы. Очевидно, что сегодня нам требуется широкая общественная антинацистская коалиция, которая должна объединить самые разные силы - политиков, правозащитников и религиозных лидеров, деятелей образовательного и научного сообщества, культуры и искусства, ветеранов-антифашистов и молодежных лидеров.

Сергей АТАНАСЯН, проректор Московского городского педагогического университета:
Почему возникла такая идея?


Думаю, что в 2011 году усилится наступление на педагогические вузы, так как чиновники сильно продвигают идею передачи подготовки учителей классическим университетам. Как проректор по науке педагогического вуза, я никак не могу понять, почему возникла такая идея. Нигде в мире больше такой системы нет, и отказываться от этой системы абсолютно неразумно. Действительно, сейчас лучшие учителя - победители профессиональных педагогических конкурсов - часто выпускники классических университетов, но классические университеты готовят специалистов в области фундаментальных наук.
Например, наш Московский городской педагогический университет, который был создан 15 лет назад, работает на систему образования столицы, имеет уникальные возможности подготовки педагогов. У нас реализована непрерывная педагогическая практика студентов на 5-м курсе, они идут работать в школу, продолжая обучение в университете. Учебный план так построен, что они имеют возможность полноценно работать днем в школе, а вечером приходить на занятия. Такая практика показывает очень хорошие результаты - 80 процентов наших выпускников направляются на работу по специальности в образовательные учреждения Москвы. Во многом благодаря нашей работе проблема с кадрами, которая существовала в Москве 15 лет назад (тогда на 1 сентября в Москве было 5000 педагогических вакансий), на сегодняшний день решена. Эта практика, к сожалению, уйдет, когда мы перейдем на новые образовательные программы «бакалавр - магистр». Наш вуз совместно с другими педвузами Москвы выступил с инициативой введения годичной педагогической интернатуры, но из проекта закона «Об образовании в РФ» положение об интернатуре было выброшено.

Борис ГРЫЗЛОВ, председатель ГД РФ:
На модернизацию детских садов предусмотрено 500 миллионов


В 2011 году нужно кардинально менять ситуацию с детсадами. Мы выяснили, что здания около 8 тысяч бывших детских садов по всей стране были отданы муниципальными органами власти под другие цели, перепрофилированы. Теперь мы знаем эти восемь тысяч адресов и в 2011 году будем вести работу по возвращению этих зданий к их первоначальному предназначению. Это большой резерв. Сейчас в очереди на место в детском саду стоят 1,2 миллиона детей. Таким образом, стране нужны тысячи детсадов. Мы приняли очень важное решение по поводу разделения функций образования детей дошкольного возраста и ухода за детьми. Раньше эти функции были объединены, поэтому получить аккредитацию детского сада можно было только обеспечивая обучение детей, причем должны были быть отдельные помещения для учебы и занятий физкультурой. Все это создавало препятствия для развития семейных детских садов. С 1 октября 2010 года мы исправили СанПиНы, которые теперь позволяют создавать семейные детсады, осуществляющие только одну функцию - уход и присмотр за детьми. Кроме того, принимая бюджет 2011 года, мы впервые ввели в федеральном бюджете строку о финансировании модернизации детсадов. Эта функция давно передана из федерального центра в регионы и муниципальные образования, тем не менее мы направили на эти цели 500 миллионов рублей.

Любовь ГЛЕБОВА, руководитель Рособрнадзора:
Количество вузовских олимпиад сократится


Летом 2011 года мы сократим льготы для победителей и призеров олимпиад, а также для инвалидов - нас не устраивает, что 3 тысячи человек, заработавших высокие баллы по ЕГЭ, должны конкурировать с 22 тысячами сверстников, получивших льготную путевку в вуз на олимпиадах. Оба достижения достойны, но соотношение между ними явно несправедливое. Теперь олимпийцы смогут воспользоваться своей льготой при подаче документов только в один вуз. В остальных они будут участвовать в общем конкурсе. Сильно сократится число вузовских олимпиад для школьников. Мы обсудили проблемы и перспективы этих испытаний с президентом Российского союза ректоров Виктором Садовничим, договорились, что льготы для победителей и призеров этих олимпиад будут распространяться на поступление только в один вуз. Правила проведения испытаний старшеклассников разработает и будет следить за их исполнением Рособрнадзор.
Мы планируем устроить перекрестную проверку работ по ЕГЭ. То есть экзамен у ярославцев будут проверять вологодские эксперты, у мордовских - чувашские и наоборот. Летом 2011 года эксперимент пройдет в двух областях. Когда технология будет отлажена, ее внедрят повсеместно. В 2011 году дополнительные испытания будут только в творческих, спортивных и военных вузах, МГУ и СПбГУ. К лету 2011 года Рособрнадзор намерен уточнить правила проведения ЕГЭ - порядок использования мобильных телефонов и функции наблюдателей.

Павел КУЗЬМИН, председатель Совета молодых педагогов Москвы:
Меняется отношение к профессии


Я думаю, что в 2011 году еще шире развернется работа общественных советов в рамках системы образования. У нас в Москве более 20 крупных общественных советов, среди них - советы педагогической общественности, старших вожатых, молодых педагогов, и другие. Такая общественная деятельность позволяет многого достичь. Например, наш Совет молодых педагогов добился введения на законодательном уровне (принято постановление правительства Москвы) службы наставничества. Мы несколько лет выступали в правительстве Москвы с этой идеей. Теперь такая служба есть в разных округах столицы, введены и оплачиваются должности наставников из расчета один наставник на 15 молодых специалистов.
В Москве молодые педагоги реализуют много интересных проектов, например проект «Герои нашего времени». Школьники снимают фильмы о людях разных профессий, сами проводят исследовательскую работу, готовят ролики и презентуют их в своих школах, в СМИ, на телевидении.
В прошлом году ученики работали над проектом «Гордое имя Учитель». Ребята сделали более тысячи видеофильмов о лучших педагогах Москвы. Действительно, интересно, как при выполнении этой исследовательской работы меняется отношение к профессии и личности педагога.

Елена НИЗИЕНКО, директор Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ:
Для новых стандартов должны быть созданы условия


Стандарт начального образования должен вступить в силу с 1 января 2011 года. Во всех школах России необходимо создать условия для того, чтобы первые классы с 1 сентября 2011 года работали по новому стандарту. У школ была возможность по мере готовности переходить на него и с 1 сентября 2010 года. Для этого должны были быть подготовлены кадры - учителя начальных классов и школьные управленческие команды.
В каждом образовательном учреждении должна быть разработана своя образовательная программа (раньше такого требования не существовало, и собственные программы были лишь у 10 процентов школ). Обязательное введение стандарта основного общего образования планируется в 2015 году - к этому времени те дети, которые пришли в первый класс в 2011 году, станут пятиклассниками. Точно так же введение стандарта полного общего среднего образования, в котором произойдут наиболее масштабные изменения, запланировано на 2020 год. Но у образовательных учреждений сохранится возможность переходить на новый стандарт в основной и старшей школе по мере готовности. Мы полагаем, этой возможностью воспользуются многие учреждения.

Марина БОРОВСКАЯ, заместитель директора Департамента организации бюджетного процесса, внедрения новых организационно-методических механизмов Министерства образования и науки РФ:
Переходим на систему госзаданий

Для образовательных учреждений наступает важный и серьезный этап, когда мы непосредственно можем вернуться к сути самой деятельности, ради которой созданы эти учреждения. То есть особенности, связанные с реализацией этой деятельности, выходят на первый план и становятся основным направлением. Финансовый инструмент в данном случае займет то место, которое он и должен занимать в системе финансирования учреждений. Это механизм финансового обеспечения тех заданий, которые получает от своего учредителя система образовательных и научных учреждений. То есть мы переходим на систему формирования заданий с учетом той содержательной сути, ради которой эти учреждения созданы, и займемся обеспечением выполнения тех заданий, которые поручены конкретному учреждению.
Мы столкнулись с серьезными проблемами, поскольку сегодня у нас нет учетной базы, мы учитываем объем сметного финансирования подразделений, мы хорошо понимаем расходные статьи, по которым подразделения образовательных учреждений ведут свою деятельность, но мы, к сожалению, не имеем статистики по количеству студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки, даже если речь идет о бюджетных местах, полной и развернутой статистики по формам и видам обучения.
В 2011 году мы переходим на систему государственного задания. Госзадание на первом этапе формируется из расчета того первоначального норматива затрат, которые сложились у образовательного учреждения на 1 января 2011 года, то есть 2010 год для нас станет базовым годом для определения первоначального норматива. Государственное задание на первом этапе содержит полный объем услуг, которые реализует образовательное учреждение, и видов работ, связанных с научной деятельностью, которая сегодня осуществляется в вузе.
Министерство образования и науки РФ сформировало ведомственный перечень тех услуг, которые на сегодня осуществляет подведомственная министерству сеть. Этот перечень включает основные виды услуг, которые сегодня оказываются образовательными учреждениями.
Второй этап, который мы тоже должны пройти в начале 2011 года, - это попытка перейти на государственное задание уже с учетом групповых нормативов. На сегодня мы знаем, что выделены порядка 11 групп образовательных учреждений, разделившихся так или иначе по разным профилям. Это вузы архитектуры, искусства, юридические, технические, гуманитарно-социального профиля. Мы полагаем, что в зависимости от разного объема финансирования и от разного наполнения самой образовательной услуги необходимо будет предусмотреть для этих групп индивидуальные нормативы финансирования.
Мы готовы ввести целую сеть поправочных коэффициентов, в первую очередь региональных. Это даст возможность перейти к формульным расчетам государственной услуги, которую будем включать в государственное задание.
В завершение 2011 года мы должны перейти уже на осознанное формирование государственного задания, которое будет строиться с учетом объема предоставляемых услуг.

Михаил КУЗЬМЕНКО, президент Ассоциации профсоюзов бюджетной сферы:
На уровне обещаний


Как известно, в 2010 году мы провели протестные акции, настаивая на индексации зарплаты бюджетников. В результате в некоторых регионах исполнительная власть и местные законодатели дали согласие на досрочное дополнительное индексирование заработной платы нашим работникам, однако пока все эти договоренности остаются на уровне обещаний. Не приняты конкретные меры и на федеральном уровне по выполнению требований профсоюзов.
После окончания третьего этапа протестной акции состоялся первый тур переговоров. Руководители совета ассоциации обсудили требования с заместителем председателя Правительства РФ Александром Жуковым, председателем Комитета по труду и социальной политике Госдумы РФ Андреем Исаевым и представителями Минобрнауки, Минздравсоцразвития, Минкультуры и Минфина России. Признав проблемы, обозначенные профсоюзами, актуальными и требующими серьезного рассмотрения, стороны тем не менее никаких определенных договоренностей не достигли. Сегодня лишь есть поручения Правительства РФ министерствам. Комитет по труду и социальной политике Госдумы пообещал, что законодатели будут настаивать на выделении дополнительных доходов федерального бюджета на индексацию заработной платы нашим работникам и на оказание финансовой поддержки регионам для повышения зарплаты бюджетникам, но и тут конкретных решений не принято. Поэтому мы договорились, что по итогам декабря, когда бюджеты уже будут сформированы, посмотрим и оценим, выполняются ли все обещания, заложены ли в бюджеты суммы на индексацию зарплаты или нет.
В 2011 году мы продолжим трехсторонние переговоры, в том числе на завершающем этапе обсуждения генерального соглашения. Если результаты нас не устроят, то после очередного заседания ассоциации, в феврале 2011 года, придется возобновить публичные действия в поддержку наших требований. Скорее всего, они будут организованы не в форме собраний и переговоров, а в форме активных протестных акций.

P.S.


Как известно, плохие прогнозы делать выгоднее: если сбудутся - хорошо, ну а если не сбудутся - еще лучше. Однако не стоит брать на вооружение этот несозидательный принцип. Лучшие прогнозы - конструктивные, во всяком случае они дают ориентир, что надо делать. А получится или нет - покажет время.