Предположим, не очень способный или не очень добросовестный десятиклассник за первое полугодие 10-го класса получил по предмету «3». За второе полугодие - по разным причинам - он получил «4». Причины действительно могут быть разными. Причиной более мягкого отношения к выставляемой отметке за год может быть и болезнь ученика или учителя, но, как бы то ни было, за 10-й класс ученик получил «4». И вот тут-то оказывается, что стараться ему в 11-м классе уже не нужно! Даже если у него за оба полугодия 11-го класса будут тройки и тройка за год, итоговую отметку в аттестат в соответствии с Положением Министерства образования учитель обязан поставить ему «4». Это легко может просчитать каждый, кто знает, как находить среднее арифметическое, и знаком с правилами математического округления: (4 + 3) : 2 = 3,5 ? 4!
Получается абсурд: за 4 полугодия у ученика одна «4» и три «3», а итоговая - «4».
Но может быть, это и не так важно? Ведь ответили же мне на Всероссийской учредительной конференции 6 сентября 2010 года, когда я попыталась обсудить эту проблему, что оценка в аттестате сейчас не играет никакой роли и вообще ничего страшного, если учитель «подарит» ученику хорошую оценку.
 А теперь давайте прикинем, как такой порядок выставления итоговой отметки может повлиять на результаты ЕГЭ. Как бы ни изменилась современная школа, оценка для ученика оставалась и остается одной из главных мотиваций к учебе. В 11-м классе исчезает стимул учить, зубрить, стараться - хорошая оценка уже в кармане. Но может быть, речь идет о предметах, по которым ученик не будет сдавать ЕГЭ, и поверхностное знакомство с этим предметом его вполне устроит? Но во-первых, многие ученики порой до последнего момента выбора предметов на ЕГЭ не знают, какие предметы им понадобятся для поступления в вуз, а во-вторых, неужели снова нужно доказывать, как важны знания в нашей жизни и как опасен в своей профессии человек, привыкший получать незаслуженные хорошие оценки. А роль учителя в процессе выставления итоговой отметки - подарок ему в Год учителя - низводится к минимуму, если не сказать, к нулю.
 В 2009-2010 учебном году положение носило рекомендательный характер, но, как сказали на конференции 6 сентября, летом положение получило силу приказа.

​Ольга МОНАХОВА, учитель физики, Московская область