Кто гости? Блестящие представители племени «пеликанов»: физик Вадим Муранов из Московской области, биолог Сергей Циклов из Владимирской области, историк Владимир Кружалов из столицы.
Почему субботник? Старые формы приелись, заполнили все ящики и скопились во всех углах. Опасное дело! «Два извечных вопроса все время беспокоят хозяйку: куда пропадают деньги и откуда берется пыль?» - задорно сказала Людмила на открытии субботника. Учителя не стали зацикливаться на первом, слишком сложном и слишком вечном, вопросе. Второй проработали со всех сторон, борьба с пылью - самое женское дело, а большинство педагогов в нашей стране - дамы...
Столпами-организаторами акции выступили Центр педагогического мастерства Департамента образования Москвы, «Учительская газета», Комитет образования и молодежной политики администрации Боровичского муниципального района. Глава Боровичского муниципального района Юрий Васильев не только побывал на мероприятии, но и встретился с гостями субботника перед началом акции. Глава здесь не совсем стандартный руководитель. Обычно человек его ранга поручает своему заместителю курировать сферу образования. А Юрий Павлович сам заботится о школах, да и как может поступить иначе учитель физики, первый директор средней школы №8 с углубленным изучением математики и английского языка города Боровичи! Благодаря Юрию Павловичу в школе до сих пор работает очень мощный коллектив математиков. «Я их собирал с миру по нитке, лучшего коллектива математиков ни в одном образовательном учреждении города нет», - гордится глава.
Именно на базе этой школы и прошла акция, спасибо нынешнему директору Ларисе Артемьевой. Вся черновая работа легла на Союз творческих учителей Боровичского района, точнее, на пять представительниц этого союза: неутомимую Людмилу Иванову, учителя истории школы №7 Елену Ухину, учителя русского языка и литературы школы №7 Татьяну Бобрикову, учителя информатики школы №8 Наталью Кириллову, учителя музыки школы №8 Ольгу Белову.
Нетрадиционным было уже открытие. Неожиданное появление регионального начальства - только что назначенного руководителя Комитета образования и молодежной политики Новгородской области Анатолия Осипова, который посчитал субботник весьма значимым событием. Лаконичные, почти афористические речи руководства. Председатель Комитета по образованию и молодежной политике Боровичского района Валентина Ренина считает: «Главная реформа, которая должна происходить в наших сердцах и умах, - это реформа по взаимодействию «учитель - ученик». Наконец, атрибутика - символическое изображение огромной метлы на сцене, ведра в руках ведущих с надписями «Методика», «Педагогика», «Психология».
А дальше начался просто-таки разгул нестандартных подходов. Сначала на занятиях с детьми. Кстати, открытые уроки давали не только гости издалека, но и свои, новгородские, звезды. Филолог из Новгорода, финалист конкурса «Учитель года России-2008» Ирина Шанаева провела с одиннадцатиклассниками анализ неформатного текста. Но хотя текст и был весьма непривычным - школьники разбирали рэп-трек, занятие легло важным кирпичиком в систему подготовки к ЕГЭ, ведь подобное задание обязательно будет на экзамене по русскому языку. Жаль только, тексты будут более традиционными...
Пиком акции стали мастер-классы победителей конкурса «Учитель года России» разных лет. Педагоги ставили перед слушателями острые вопросы и так же остро на них отвечали.

Мало часов?
А вот и не проблема, заявил своим мастер-классом Владимир Кружалов. И даже антимастер-классом-измышлением, как шутливо назвал презентацию своего опыта Владимир Владимирович. Занятие на тему «Можно ли изучить историю России за один урок, или что такое настоящая периодизация» - прекрасный повод превратить урок в творческую лабораторию для развития мышления, понять сущностные моменты истории России, заодно повторить факты и даты.
Собственно беседа посвящена поиску критериев периодизации истории России, которая нужна для удобства изучения предмета. Перед тем как всей компанией съесть пирог, мы делим его не на сто и не на две части, а на разумное количество кусков. Так и история. Для начала участники антимастер-класса определились с отправной точкой. Это может быть крещение Руси (988 год), призвание варягов (862 год), основание Новгорода (859 год). «Правильных или неправильных ответов в 10-м классе быть не может, могут быть версии», - уверен Владимир Кружалов.
Вариантов деления истории России также прозвучало множество - по правителям,  хронологически, по переломным моментам, по формам правления, по династиям... Но самым гениальным критерием столичный мастер посчитал периодизацию истории России по местоположению ее столицы. Тогда «кусков пирога» получается пять: Киевская Русь, московский период, санкт-петербургский период, снова московский и современный, когда ведутся разговоры, чтобы передать столичные функции другим городам.

Нет интереса к предмету?
Да сами же мы, учителя, в этом виноваты, уверен Вадим Муранов. Не ставим воспитательную задачу на первое место, не пытаемся увлечь ребят. А между тем путь к знаниям начинается именно с интереса. На мастер-классе Вадима Александровича прозвучало мнение ученого, работающего на знаменитом адронном коллайдере: «Физики - маленькие мальчики, которым интересно, как устроен мир...» Внимание современных детей можно привлечь яркими спецэффектами. Прямо на уроке? Да. Только нельзя злоупотреблять такими показами. «Убедился на практике, что, если я покажу спецэффект на уроке, ребятам его хватит на полчетверти. В следующую половину надо еще показать». Один из экспериментов под названием «Эффект домино» Вадим Муранов продемонстрировал вместе с добровольцами. На специальном оборудовании были выставлены костяшки домино, связанные серией приспособлений со шприцем. Помощник надул воздушный шар и установил его около иголки шприца. «Опыт можно как угодно интерпретировать. Можно рассказать о судьбе и свободе выбора. Можно - о теории хаоса, «эффекте бабочки». У нас вместо бабочки будет легкое девичье дыхание». От дуновения Людмилы Ивановой доминошки упали, шприц двинулся к шарику, шарик лопнул. Бурные продолжительные аплодисменты!

Урок - это монолог учителя?
Нет, и еще раз нет, возражает Сергей Циклов. Выкладывая перед боровичскими учителями свои методические находки, владимирский биолог каждый раз доказывал, что детей можно привести к правильному выводу, не подсказывая, если задавать правильные вопросы и в нужный момент направлять «заблудившихся» учеников. Самый сложный для учителя и самый благодатный для детского творчества тип урока - исследование. На нем должно быть пять «дети сами». Дети сами формулируют тему, сами ставят цель, сами предлагают способы достижения этой цели, сами отрабатывают каждый из способов и сами делают выводы. А как не дать детям увести педагога в сторону от обсуждаемой проблемы? А вот как. К примеру, тема «Что такое растение?». «Как получить ответ на этот вопрос?» - спрашивает учитель. Отовсюду раздаются голоса: «Книжки прочитать, в Интернете посмотреть, у отличника спросить, рассмотреть растение...»
«У меня есть фраза, которая все, что вы скажете, обернет в то, что мне нужно: «Молодцы! Вы предложили много способов, все их можно сгруппировать в три основных: спросить, воспользоваться готовыми знаниями, провести эксперимент».
Главную ценность и мастер-классов, и подобных акций вообще сформулировала на прощание боровичская учительница: «Понимаешь, что не так все просто и не одному тебе это надо».

фото автора