Давайте познакомимся
Начался конкурс, проходивший в актовом зале Федерации омских профсоюзов, как водится, со знакомства. В первом испытании, называвшемся «Визитная карточка», социальные партнеры должны были как можно более полно и интересно рассказать о себе. Здесь прозвучало пять трогательных «женских историй» - ведь все участвующие были представительницами прекрасного пола, что, впрочем, для системы образования типично. Выступления совсем не походили на сухие отчеты об этапах трудовой биографии и профессиональных заслугах. Во всех «автопортретах» угадывались общие черты: искренняя любовь к детям, преданность профессии, забота о коллективе. А что касается формы «визитных карточек», то каждая из них отличалась какой-то оригинальной творческой находкой.
Целую поэму собственного сочинения представляло собой выступление директора школы №116 Центрального округа Татьяны Алексеевны Цыпышевой. В стихотворных строчках нашли отражение все важные страницы ее жизни - детские воспоминания, первые шаги в педагогику, профессиональные победы, те проблемы, которые руководителю коллектива приходится решать сегодня. А группа поддержки во главе с председателем районного комитета профсоюза подбадривала конкурсантку задорными «кричалками».
«Я родом из школы», - этой фразой открыла свою «визитную карточку» директор Омской СОШ Омского района Татьяна Клепацкая. А подтверждением этих слов стал рассказ о трех поколениях учительской династии, зародившейся еще в далекие довоенные годы. Сама Татьяна Ивановна является ее представителем уже в третьем поколении. Причем есть и четвертое - семейную традицию сегодня продолжают дочь и невестка. Передать по наследству интерес к педагогике удалось также и другой участнице - Анне Викторовна Белоусовой, заведующей Черлакским детским садом №7. Воспитанию дошколят решила посвятить себя ее дочь, которая трудится в этом же учреждении. Вместе с другими коллегами она помогала Анне Викторовне, заведующей и маме «по совместительству», достойно продемонстрировать «визитную карточку».

Преимущества налицо
Все грани сотрудничества с профсоюзной организацией предстояло отразить участницам во втором конкурсном испытании. Заключение колдоговоров, обеспечение комфортных и безопасных условий труда, оздоровление сотрудников, создание стимулов для их профессионального роста, проведение спортивных и культурных мероприятий - об этих и многих других направлениях совместной работы каждая конкурсантка рассказала подробно и, главное, грамотно, со знанием дела. Налицо и результаты такого конструктивного взаимодействия. Так, директор Любинского дома детского творчества Инна Копцева представила программу «Ступени мастерства», разработанную в учреждении при участии профсоюзной стороны. Реализация этого проекта позволяет создавать условия для интеграции общего и дополнительного образования, что является важным направлением национальной инициативы «Наша новая школа».
Немало перспективных идей рождается у администрации и профкома детского сада №341 Кировского округа. По словам заведующей ДОУ Ольги Бузовой, стороны соцпартнерства, например, вместе решают вопросы распределения средств, полученных от работы платных кружков. Это дает возможность «выкраивать» прибавку к скромной зарплате педагогов, выделять материальную помощь молодым специалистам, поддерживать ветеранов организации.
Абсолютно у всех конкурсанток нашлись веские доказательства преимуществ плодотворного сотрудничества с профорганами. А о том, что перед жюри предстали действительно надежные социальные партнеры, говорит хотя бы тот факт, что в коллективах, возглавляемых ими, от 90 до 100 процентов работников состоят в профсоюзе.

Прозрачная аллегория
Серьезный диалог о современных тенденциях развития российского образования состоялся в рамках «круглого стола», ставшего завершающей частью конкурса. Здесь руководители обозначили свое видение роли социального партнерства в решении таких важных проблем, как модернизация отрасли, переход на новую систему оплаты труда, создание благоприятного психологического климата в коллективе. Позиция всех участниц обсуждения в итоге сводилась к единой мысли: успешно внедрять инновации может только сплоченная, слаженно работающая команда. А объединяющую функцию выполняет прежде всего профорганизация, поэтому участие профсоюзной стороны в процессах реформирования очевидно. Яркий пример единодушия сотрудников привела Татьяна Цыпышева. В период, когда в школе возникла угроза сокращений, администрация, профком и все педагоги сообща решили идти по другому пути: равномерно распределить учебную нагрузку и тем самым сохранить коллектив.
Обосновывая свою точку зрения, многие конкурсантки подчеркнули значимость роли профкомов при проведении аттестации сотрудников, начислении стимулирующих выплат. Учет мнения профактива в этих вопросах позволяет избежать необъективности руководителей, а значит, не допустить конфликтов, мешающих эффективной работе. Образно и в то же время очень метко охарактеризовала суть социального партнерства Татьяна Клепацкая: лучше всего справляется с трудностями тот дом, где есть рачительный хозяин и заботливая хранительница домашнего очага. Аллегорию с легкостью расшифровали все: речь в ней шла о коллективе, руководителе и профсоюзной организации.
Возможно, в чем-то участницы были и не согласны друг с другом, ведь у каждой из них, конечно, есть свои индивидуальные методы выстраивания отношений с профкомом. Однако какой бы поворот ни принимал разговор за «круглым столом», конкурсантки демонстрировали корректность и умение выслушать - это особо отметил, подводя итоги мероприятия, председатель жюри Александр Шрам. Все собравшиеся здесь руководители, безусловно, заслуживают права называться социальными партнерами. И хотя конкурс проходил именно в атмосфере партнерства, а не соперничества, распределить призовые места все же пришлось: первое присуждено Инне Копцевой, второе - Татьяне Клепацкой, третье - Татьяне Цыпышевой. Дипломами и призами от обкома награждены все пять участниц первого конкурса «Лучший социальный партнер профсоюзной организации».

Омск