Практически во всех территориях федерального округа власти предприняли меры социальной поддержки работников образования. Так, в Якутии в рамках республиканской программы строительства жилья для учителей 400 педагогов справили новоселье. С 1 декабря 2010 года увеличен фонд оплаты труда работников бюджетной сферы на 6%. В Хабаровском крае ФОТ увеличен на 10% с 1 октября. На поощрение лучших школ в рамках регионального конкурса «Школа года» администрация края выделила 6 миллионов рублей, 700 тысяч рублей - на премирование лучших учителей.
Территориальные организации профсоюза уделяли большое внимание оздоровлению работников образования. Только в Приморском крае по льготным путевкам отдохнули 2 тысячи человек. Проведены спартакиады, слеты, смотры художественной самодеятельности...
Подводя итоги Года учителя, мы задаем себе вопрос: оправдал ли он надежды работников образования или, скорее, вызвал разочарование? Каждому педагогу хотелось бы, чтобы Год учителя был насыщен не только праздничными мероприятиями и восхвалениями учительского труда, но и решением очень серьезных проблем, связанных с оплатой труда и обеспечением социальных гарантий. Статус учителя должен соответствовать уровню ожиданий от педагога. А сейчас общество ждет от учителя многого, но давать ничего особо не торопится.
Делегаты VI Съезда профсоюза в своем обращении к Председателю Правительства РФ Владимиру Путину выразили обеспокоенность тем, что «замораживание» зарплаты в Год учителя приведет к снижению мотивации педагогов к качественному труду и постоянному повышению квалификации, спровоцируют протестные действия. И мы оказались правы.
Год учителя начался с роста напряженности в коллективах в связи с задержкой выплаты вознаграждения за классное руководство. Виноватых в этой ситуации найти было трудно. Введение новой системы оплаты труда желаемых и ожидаемых результатов не принесло. Без дополнительного финансового сопровождения происходило повышение МРОТ. В результате стимулирующая часть зарплаты во многих случаях оказалась намного ниже планируемой либо свелась к нулю, поэтому стимулирования труда творческих педагогов не произошло. Мизерное повышение фонда оплаты труда, произведенное в нашем крае, было направлено на «латание дыр в бюджете».
Во исполнение рекомендаций Минобрнауки РФ на местах продолжается процесс оптимизации сети образовательных учреждений и штатов, что по-прежнему ведет к сокращению педагогических работников.
Не прибавило оптимизма сельским учителям намерение депутатов Госдумы внести изменения в статью 52.2 Закона РФ «Об образовании», поставить их льготы в зависимость от возможностей региональных бюджетов.
И все эти события произошли в Год учителя! Поэтому, если суммировать плюсы и минусы и в целом оценивать значение Года учителя, то перевес идет в сторону неудовлетворенности педагогического сообщества отношением к учителю как к центральной фигуре в образовании.

Вера КЕНГУРОВА, председатель Хабаровской краевой организации профсоюза,
координатор по Дальневосточному федеральному округу