Педагог должен уметь просто и убедительно выражать свои мысли. Но самое главное качество для учителя - любовь к детям, без которой профессиональная деятельность специалиста невозможна.
Это сложный и кропотливый труд, в котором присутствуют и положительные, и отрицательные моменты. Приведу пример беседы с учителем, посвятившим много лет работе в школе.
- Почему вы выбрали профессию педагога?
- Это мечта детства. Никогда не представляла себя в другой профессии.
- Какие плюсы вы видите в вашей профессии?
- Плюсов много: любовь детей, осознание значимости своей профессии, постоянный рост и развитие, общение с разнообразной аудиторией детей, которое не дает стареть, подпитывает своей эмоциональностью и весельем.
- А какие минусы существуют?
- Много сил отнимает эта профессия. Кроме благодарности и любви, иногда еще приходится наблюдать неуважение и равнодушие в лице учеников, их родителей и коллег.
Чем же привлекательна эта сложная профессия, в которую каждый год приходят новые специалисты?
По мнению молодых учителей, именно в этом виде деятельности можно раскрыть творческий потенциал, эта работа с большой и разнообразной аудиторией слушателей. Привлекает еще и возможность видеть в успехах учеников результат своего труда, от этого испытывать удовольствие.
Сложности, с которыми может столкнуться только что пришедший в школу учитель, конечно же, есть. Это, во-первых, минимальное представление о реальной школьной жизни. Понимание того, что необходимо нарабатывать собственные методики, которые позволят качественно осуществлять процесс обучения. К сожалению, методики, озвучиваемые в пединститутах, очень быстро устаревают. Во-вторых, это серьезная ответственность, которую учитель берет на себя, когда приходит работать в школу. Это касается не только актуальности и корректности материала, подаваемого на уроках, но и каждого слова и поступка учителя. Понимание того, что не только семья, но и педагоги формируют взгляд на жизнь, ценности, с которыми молодежь вступит во взрослую жизнь. В-третьих, это равнодушие, с которым приходится сталкиваться учителю, причем не только в среде учеников, но и среди их родителей.
Стремительно изменяющееся время диктует свои условия, поэтому профессия учителя, которая напрямую связана с подрастающим поколением, не может не претерпевать изменений.
Каким же должен быть учитель будущего?
Прежде всего человеком, находящимся в постоянном творческом и профессиональном поиске, гибким и креативным, с большой работоспособностью. Он не просто должен идти в ногу со временем, так как работает с молодой аудиторией, он должен опережать время.
Рассуждения о роли учителя были неполными без мнения самих учеников. Школьники младшего возраста любят и уважают своего учителя, потому что для них учеба ответственное, важное и увлекательное занятие. Старшеклассники же в отличие от учеников младшей школы скорее недооценивают степень важности обучения. Учителя они оценивают по другим критериям. Для них очень важны личностные качества педагога, но уже недостаточно, чтобы учитель был хороший и добрый. Они ищут в нем понимание, обостренное чувство справедливости и способность заинтересовать их своим предметом. Кроме того, учитель должен заслужить их одобрение и внимание, показав отличное знание предмета, способность донести эти знания до учеников в доступной для них форме.
Как ни странно, но учащиеся в качестве достоинства выделяют в учителе строгость, принципиальность и сильный характер.
Получается, что педагог каждый день и каждый урок сдает экзамен, и оценивают его по многим критериям десятки юных глаз.
Можно сказать, что педагогический труд полон трудностей, требует больших затрат сил и эмоций, но, преодолевая эти сложности, учитель получает награду в виде детского внимания, доверия, уважения и любви.