И вот ты уже чувствуешь себя то Наполеоном при Ватерлоо, то яростно нападающим, то столь же яростно удирающим от противника твоего. Ты-то уверен в своем праве управлять судьбами окружающих тебя, но вдруг оказываешься на острове Елизаветы - одинок и отвержен.
Избежать этого просто, быть может. Принять всё и вся таким, каково оно есть. Но тогда ты не будешь уже Учителем. Цель твоя - ежедневно совершаемый путь к тому, чего нет вовсе. К совершенству. Только и всего.
Изменения в сознании медленны и необратимы. И оттого так сложно нам контролировать их и противостоять им.
Вот иной пример педагогических чудачеств. Ну, скажите, о други мои, кто в здравом уме и трезвой памяти способен не спать ночами, разыскивая интересный материал, связанный с темой урока, для своих драгоценных в дебрях Мировой паутины, и обещает себе, что это точно в самый последний раз, что завтра, так уж и быть, ты дашь себе поспать и обсудишь со своими драгоценными что-нибудь более банальное?
А кто, вы только подумайте, будет умиляться комплиментам явно сомнительного содержания, услышанным в свой адрес от учениц, например, таких: «Ой, у вас такие красивые сережки, ну прямо как сосиски!» Или такого (восхищенно-завистливо): «Вы сегодня прямо как вампир». Да-да, совершенно верно, умиляться такому способен только ты, о Учитель.
Говорят, что наше образование вне религии. Не верьте, это неправда. Большинство наших коллег не могли бы ежедневно и ежечасно совершать укрощение духа своего, не будь в них заложены основы христианства, ибо христианский подвиг - самопожертвование во благо чужих детей. И не важно, кто из них сможет реализовать себя в жизни, а кто нет, главное, что сейчас они рядом с тобой, они твои, и ты ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, ты не имеешь права быть слабым и жить ради себя. А ведь каждый из нас рожден, чтобы быть собой и хоть немного думать о себе и любить себя.
У многих молодых, начинающих свой путь, процесс воспитания и образования других перерастает в процесс самовоспитания и самообразования, а ученики - ничего другого им не остается - тянутся вослед им. Но нет ничего сложнее, чем в корне менять самого себя, ломать себя через колено. И это требует не только сил, но и времени.
И конкурсы для педагогов, в одном из которых имеет удовольствие участвовать в данный момент ваш верный слуга, именно потому и сложны для учителя, что каждый из них требует времени. А время это можно найти... только отобрав его у себя, у своих учеников.
Но самый острый и труднопреодолимый шип - это, пожалуй, шип золотой. Нет-нет, не думайте, что я даже заикнусь здесь о корысти и бессребрениках. Уж если ты Учитель - иллюзий финансовых у тебя нет. Я об ином золоте. О золотой середине. Именно с того момента, когда находишься на расстоянии вытянутой руки от нее, и приходит твое педагогическое счастье. Но, подождите, ведь у Учителя не может быть на всё про всё одной золотой середины. Необходимо найти, по крайней мере, несколько середин: между творчеством и скучным урокодательством, между полной изоляцией и полным слиянием с учениками и их родителями, между взаимопониманием (читай полным подчинением) и отстаиванием своих интересов в отношениях с коллегами и вышестоящими. Да и в конце концов принятие участия в делах собственной семьи или оторванность от нее.
Те, кому оказывается не по зубам именно этот шип, бегут из образования, приходят к заветному «М», то есть становятся менеджерами, мерчендайзерами, маркетологами или... моют полы. (Заметили, еще одно последствие изменений сознания. После начала букварного периода слова для педагога уже не просто слова. Они материал для работы по введению букв... Или же профориентационной работы...)
Трагично? Кто знает... Может быть, мыть полы хорошо и проводить больше времени с семьей и есть предназначение некоторых из нас. А на место слабых придут более сильные. Естественный отбор, ах, знал бы Дарвин, и здесь проявляет себя.
Но никто из неучителей никогда не поймет упоения от того, что чужой для тебя ребенок стал чуть радостнее или чуть мудрее, что запомнил наконец правило и решил наконец задачу. Лев Семёнович, размышляли ли вы когда-нибудь о том, что тезисы о работе в зонах ближайшего и актуального развития сродни секрету алхимика, нашедшего-таки философский камень (и это тоже к слову о шипе золотом)? Подобно тому, как железо превращается в золото, незнание трансформируется в знание. Реакция эта, происходящая в сознании одного, высвобождает побочный продукт в сознании другого - педагогическое счастье.