- Раз, закрыли рты!
Пауза.
- Два, приготовились к уроку...
Муштра. Как же не хочется уподобляться армейским крикунам! Но иначе на установление подобия тишины уходит слишком много времени.
- Сели... Открываем тетради... Выйти нельзя!.. На доске число и наша сегодняшняя тема. Выкинь бумажку! Число на доске... На прошлом уроке мы проходили ... Вынь наушники из уха! ...тему «Падежные окончания существительных», записываем словосочетания...
Зарождающийся урок нарушает сообщение радио: шипящий рупор выплевывает через слово правила противопожарной безопасности. После первой минуты прислушиваний начинается дружное обсуждение сопутствующих проблем.
- Cледующее словосочетание... - мой голос тонет в шипении радио и гуле 30 голосов. С грустью смотрю на лежащий рядом конспект урока.
- А вы зададите нам домашнее задание? - голос из середины класса, но все примолкают, задан животрепещущий вопрос.
- А давайте мы помолчим, а вы ничего нам не зададите.
Рациональное предложение поддерживается всеобщим гулом. И в нем тонет это благородное начинание. Заводила, чуя, что дело не налаживается, кричит на класс: «Кто скажет слово, тот жирная корова!» Взмах волшебной палочки - и неестественная тишина. Казалось бы, ура! Быть может, мы еще успеем проверить диктовку, разобрать предложения, повторить синонимы? Напрасные мечты! Дети играют! С азартом корчат рожицы, пытаясь друг друга заставить говорить. Я здесь лишний элемент. Никому не нужное домашнее задание я кричу, пытаясь заглушить громкость звонка. Долгожданная свобода для них и еще одно разочарование для меня.
Поднимаюсь в кабинет проверять самостоятельную работу по сложным предложениям. И вспоминается мне Б.Кауфман: быть может, я тоже пытаюсь подняться по лестнице, ведущей вниз.
Опять все напутали! Бьюсь как об стену! В колоночке ровным рядом выстраиваются «2» и «3». У отличника снова «5», но это вовсе не моя заслуга. А этот мальчик с проблемами в дикции снова пишет «карова», но... о чудо!!! Все запятые на месте! Лихорадочно просматриваю еще раз. Все характеристики верны! И пусть вместо «предложение простое» он пишет «легкое» (тогда по логике вещей сложное должно считаться тяжелым?), но на допзанятиях он понял смысл! И я ставлю за работу «5». Совсем против правил и методики. Объявляя оценку, я хвалю его и немножечко себя, поздравляя пусть с маленькой, но все-таки победой.