Первое, что поразило, - красивые лица подростков, их умные и внимательные глаза. Восхитило то, как они слушают друг друга. Конечно же, удивило присутствие на репетиции ребят разного возраста: самой младшей девочке было на вид лет 7, самому старшему юноше - лет 17, тем не менее все артисты гармонично и как-то очень хорошо существовали на сцене. Степень их доверия друг к другу была высочайшей - я чувствовала себя так, словно попала в большую и дружную семью. Такое органичное взаимодействие - редкость даже для профессионального театра, а тут детский, самодеятельный... Но самое большое потрясение ждало меня впереди, когда 12-13-летние мальчики и 15-16-летние юноши запели о смелых братьях, скачущих на конях от погони. Мальчики пели не как-нибудь, а по-настоящему - красиво, проникновенно, точно попадая в ноты. Эту чудесную мелодию, эти молодые голоса хотелось слушать бесконечно, им хотелось подпевать. И хотя педагог по вокалу Анна Валерьевна делала ребятам замечания, мне казалось, что это лучшее исполнение, которое я когда-либо слышала с драматической сцены. Кстати, удивительным было и то, что аккомпанировал юным артистам на фортепиано один из участников коллектива, ученик 10-го класса, наделенный, как я потом узнала, множеством талантов, в том числе композиторским. Вечер сюрпризов и открытий продолжался.
Надо признать, я была далеко не первой, кто пришел в восторг от «Синего краба». Этот детский и юношеский театр, родившийся 15 лет назад в одном из классов самой обычной общеобразовательной школы, уже более десяти лет известен и в самом Нижнем Новгороде, и за его пределами. Коллектив становился лауреатом и призером многих, в том числе и международных, театральных фестивалей. Поэтому я была почти уверена, что с творчески одаренными ребятами работает если не профессиональный режиссер, то опытный актер как минимум. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что руководит театром педагог (и психолог по второму образованию). Но нужно рассказать обо всем по порядку.
После окончания филфака университета Елена Алексеевна Шульгина пришла в среднюю школу №94 Ленинского района. Ей дали второклассников, поскольку на тот момент словесников в школе хватало, а учителей начальных классов - нет. Так получилось, что своих малышей Елена Алексеевна довела до 9-го класса, а с большинством из них не рассталась до сих пор.
Сегодня первым ученикам Елены Алексеевны 26 лет, именно они и составляют костяк старшей группы театра. Начиналось же все с небольших постановок и инсценировок для различных школьных конкурсов, которыми эпизодически занимаются все дети в любой школе. Но у класса Елены Алексеевны «эпизоды» переросли в увлечение и важное дело, которое всех сплотило. Первый спектакль, с которым классный театр (он уже тогда носил свое гордое имя, полученное в честь известной песни на стихи Владислава Крапивина) выступил на городском конкурсе, был посвящен Пушкину и назывался «Остров по имени Болдино». Сценарий постановки писали сами. На конкурсе «Синий краб» заметили и поощрили. Успех придал сил, артисты - тогда они были восьмиклассниками - задумались о расширении репертуара, а Елена Алексеевна... поняла, что хочет заниматься только театром. Хобби вытеснило профессию и стало основным делом жизни.
Когда ребята окончили 9-й класс, Елена Алексеевна ушла из школы, но с учениками не рассталась. Ей представилась возможность вести театральную студию при частной прогимназии. Именно там к основному составу театра, десятиклассникам, добавились малыши, пяти- и шестилетки. Для Елены Алексеевны это был совершенно новый опыт. Он добавил хлопот, но зато существенно расширил творческие возможности коллектива. Родилась идея пластического спектакля, в котором без единого слова ребята рассказывали историю о том, как дети помогают взрослым прозреть, по-новому увидеть мир. «Когда начинается ветер» - так назывался пластический спектакль, с которым «Синий краб» стал лауреатом Международного фестиваля детских и юношеских театров в Мариуполе в 2000 году. После этого фестивали и победы стали чуть ли не ежегодными, пришел успех, за ним известность, и коллектив начал пополняться новыми участниками. «Синему крабу» предоставил сцену Дом детского творчества Нижегородского района, занимающий бывший купеческий особняк в центре Нижнего (в 1876 году в нем жил юный Алеша Пешков). Здание красивое, уютное, но, увы, небольшое. Размещаться разросшемуся театральному коллективу становится с каждым годом все труднее. Сегодня в театре 80 человек, четыре группы - старшая, средняя, младшая и подготовительная. Работа идет одновременно над несколькими постановками.
Теперь уже Елене Алексеевне невозможно справиться с таким объемом без помощников. Она привлекает таких же, как сама, энтузиастов - педагогов по пластике и вокалу, и это дает свои результаты - уровень владения голосом и телом у юных артистов почти профессиональный. С подготовительной группой помогают заниматься ребята из старшей группы - такую преемственность сегодня, пожалуй, редко где встретишь.
После репетиции Елена Алексеевна ответила на мои вопросы.
- Как вы выбираете пьесы для постановок?
- Обычно замысел рождается сам собою. Я беру художественное произведение, отвечающее возможностям и, главное, творческим запросам группы, и обрабатываю его, то есть пишу по нему сценарий, иногда весьма существенно меняя первоначальную фабулу. Так, например, было со сказкой о стойком оловянном солдатике. К сюжету Андерсена мы добавили свой, который и стал в итоге центральным. Главные герои соответственно тоже поменялись, но идея Андерсена была при этом сохранена. Уже готовую, полностью написанную пьесу мы брали только однажды - это «Мы с Мармофоном» Рудольфа Каца, известного драматурга, много пишущего для юных зрителей. Пластические спектакли «Когда рождается ветер», «Сны наяву», «Алые паруса» - совершенно оригинальные работы. Замысел мой, но дети сами тоже привносят многое, соучаствуют в рождении спектакля. Но, кстати, пластики много во всех наших спектаклях.
- Разный возраст ребят в одной группе - это принципиально?
- Первый раз это получилось не специально, а как бы вынужденно, но результат был замечательным. С тех пор разновозрастность стала нашим принципом. Это очень расширяет возможности и создает особый климат - атмосферу любви. Пришедшие к нам малыши сначала являются опекаемыми, любимыми, потом, взрослея, заботятся о более младших, передают им свой опыт - это очень хорошо, на мой взгляд.
- Какие моменты вашей работы самые трудные и самые отрадные? Самый радостный, наверное, премьера?
- Трудна самая первая работа над будущим спектаклем, когда я должна передать ребятам свой замысел, существующий в голове. Нужно, чтобы они его поняли, почувствовали, представили. Здесь очень многое делается на взаимном доверии. А больше всего я люблю период, когда постановка в целом готова и идет индивидуальная работа над образом, поиск внутренних смыслов, углубление. Нет ничего приятнее, чем видеть, как сцена меняется - роль становится не плоской, как схема, а объемной, наполненной. И как сам человек на глазах меняется и взрослеет. А премьера - это лишь внешняя сторона, видимый итог важного и серьезного процесса.
В заключение беседы я попросила Елену Алексеевну сформулировать суть ее работы. Подумав, она сказала очень просто: «Я отношусь к своим детям как к единомышленникам, и для меня совершенно не важно, какого они возраста. Главное, что мы вместе делаем одно дело, - это самое ценное».
По-видимому, со времен Шекспира все изменилось - раньше в театре раздавали роли, а сегодня роли навязывает жизнь. Получается, что обрести свободу, найти самого себя можно лишь в науке или творчестве, например, в таком вот театре. Этим ребятам повезло - они встретили педагога, который освободил их плененный условностями и стереотипами дух и направил его к свету. Созидание духа, а это именно то, чем занимаются энтузиасты, подобные Елене Алексеевне Шульгиной, по силам только тем, кто любит людей, не обращая внимания на их возраст, и безгранично доверяет им.  

Нижний Новгород