- О​бластные образовательные чтения, - отмечает заместитель председателя правительства Московской области Виктор Егерев, - свидетельствуют об огромном прогрессе в развитии деятельности по духовно-нравственному воспитанию молодежи Подмосковья. За последнее десятилетие благодаря продуктивному взаимодействию областного правительства и муниципальных властей с Московской епархией, которую возглавляет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, возрождаются традиции православия. В городах и поселках Подмосковья во всем величии восстанавливаются святыни родной земли, жители обретают прочную духовную опору. Важнейшим событием в духовной жизни Подмосковья в этом году стал визит в Орехово-Зуево предстоятеля Русской православной церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Его святейшество, как и в прошлом году в Коломне, дал высокую оценку нашей работе по духовному, нравственному возрождению Подмосковья, по воспитанию молодежи. Для всех нас стали традиционными областной открытый урок «Духовные родники Подмосковья», благотворительная акция «Согреем детские сердца», День православной молодежи, областная научно-практическая конференция «Молодежь и религия», открытые уроки в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры, областные родительские собрания «Дорога к храму», традиционные встречи управляющего Московской епархией Русской православной церкви митрополита Ювеналия с активом системы образования. Все это вехи общественно-политической жизни Московской области, ступени развития общественного и духовного сознания.
Сегодня более чем в тысяче школ и других учебных заведений Подмосковья ведется успешное преподавание предметов «Духовное краеведение Подмосковья» и «Основы православной культуры». Подмосковные педагоги не остаются незамеченными и в конкурсе «За нравственный подвиг учителя». Обладателями престижной премии, учрежденной Московским патриархатом Русской православной церкви и Министерством образования и науки РФ, в разные годы стали подмосковные педагоги Алла Аркадьева, Людмила Шевченко, Ольга Чуб, Светлана Щелкунова.
Открытие состоялось в Наро-Фоминске не случайно. В апреле прошлого года ему присвоено звание Города воинской славы. В годы Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны наро-фоминская земля была обильно полита кровью ее бесстрашных защитников. Об этом рассказывают десятки памятников на могилах героев, и об этом говорит высокая награда Родины - орден Отечественной войны на знамени города.
Наро-Фоминский район, как и все Подмосковье, является сущим кладезем объектов русской культуры. Здесь трепетно относятся к истории своего Отечества. В 2009 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, по инициативе администрации Наро-Фоминского муниципального района вышла книга «Святые защитники Земли Русской». Она представляет собой переиздание книги «Небесные покровители Российского воинства» и рассказывает о русских святых, которые посвятили свою жизнь ратному подвигу и защите Родины. Книга создана авторским коллективом во главе с протоиереями Михаилом Яловым и Николаем Погребняком.
На встрече с общественностью Орехово-Зуева Святейший Патриарх Кирилл отметил, что есть «ценности, которые определяют облик народа, которые высвечивают приоритеты внутренние, вечные приоритеты жизненного пути, это в первую очередь нравственные и духовные ценности». И именно учителя сегодня основные хранители и источники тех самых вечных ценностей.
Тема Рождественских чтений этого года «Учитель! Пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени». Ведь человек приходит в мир девственно чистым, не обладая никакими знаниями и навыками. Ему необходимо осваивать все - от элементарного умения ходить и говорить до тонкостей сложнейших наук. На протяжении всей жизни люди непрерывно учатся. Нет, наверное, более естественного и одновременно сложного для человека процесса, чем познание, и самый трудный период его - начало, когда ребенок, в сущности, только заговорив, приступает к изучению сложнейшего мира. Ему нужно в кратчайшие сроки овладеть знаниями, которые до него тысячелетиями накапливало все человечество. Это становится возможным только благодаря педагогам. Мы все чьи-то ученики.
- Сегодня уже не возникает вопросов на тему, нужно ли подростку быть духовно и нравственно воспитанным, - считает министр образования Московской области Лидия Антонова. - Духовно-нравственная культура определена теоретической педагогикой в качестве компонентов базовой культуры личности. Именно поэтому вопрос о духовном здоровье молодых людей становится сегодня во главу угла. Без его решения невозможно реализовать поставленную Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым задачу модернизации страны. Для осуществления этих планов нужна патриотическая, творческая, созидательная личность, которая будет не только любить Россию, но и по своему долгу и совести нести ответственность за Отечество перед современниками, памятью предков и жизнью потомков. Это должен быть высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, воспитанный в духовных и культурных традициях российского народа. Воспитать такого гражданина призвана современная школа.
Задача приобщения молодежи к этическим принципам, актуальным для всех времен и восходящим к вечности, выходит сегодня на первый план в процессе школьного воспитания.
Патриарх Кирилл на открытии IV Ассамблеи Русского мира «Учитель Русского мира: миссия, ценности» в Москве 3 ноября 2010 года сказал: «Воспитание нравственности должно стать столь же важной задачей, как передача знаний». Для ее осуществления требуется сотрудничество родителей, учителей, общественных объединений, органов власти, религиозных организаций, различных творческих союзов.
В феврале 2010 года состоялось расширенное заседание Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией Русской православной церкви при Министерстве образования Московской области, где были определены задачи на новый учебный год.
Задача первая: разработка учебных пособий, реализующих решение задач духовно-нравственного образования. В помощь и преподавателям, и школьникам к новому 2010-2011 учебному году для обучающихся начального и среднего профессионального образования и общеобразовательных учреждений издан дополнительным тиражом 40 тысяч экземпляров учебно-методический комплект «Духовное краеведение Подмосковья» Людмилы Шевченко, руководителя Духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия при Московском государственном областном университете, профессора кафедры педагогики Московского государственного областного университета. Комплект включает учебное пособие, методическое пособие для учителя и комплект контрольно-измерительных проверочных материалов. Впервые подготовлена электронная версия учебного пособия «Духовное краеведение Подмосковья».
Задача вторая: расширение области преподавания предметов духовно-нравственной культуры.
По данным мониторинга, в Московской области предметы культурологического цикла преподаются в 992 школах для 77600 ребят, с этого года началось преподавание во всех учреждениях начального и среднего профессионального образования (127 учреждений) для 3000 обучающихся, знакомство с религией самых маленьких организовано в 300 дошкольных образовательных учреждениях Московской области для 24000 воспитанников. Также увеличилось количество учреждений дополнительного образования, в которых ведутся занятия культурологического направления для 20 тысяч воспитанников.
Задача третья: подготовка квалифицированного педагога, способного донести до каждого ученика главные истины. В настоящее время при подготовке учителей Московской области к преподаванию предметов «Духовное краеведение Подмосковья», «Основы православной культуры» учителя разных специальностей получают знания в области духовной культуры, знакомятся с понятиями христианской этики, богословия, получают знания о духовной основе русской культуры, ее христианских корнях.
Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет сложившееся в последние годы представление о школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем и аттестат об образовании. Школа сегодня - это важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом человеческого развития обучающегося. Обучение - только один из компонентов личностного развития. Школа должна стать важнейшим структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Поэтому идея воспитания духовной личности становится ведущей в работе учителя.

Ксения ДЮКИНА (фото)

Наро-Фоминск