- Виктор Альбертович, как вы считаете, изменилось ли отношение общества к педагогу в последнее время?
- В системе образования Подмосковья работают и учатся более миллиона человек, а если мы учтем родных и близких педагогов и учащихся, всех людей, которых так или иначе затрагивает деятельность школы,  это будут миллионы людей, возможно, подавляющее большинство жителей области.
Год учителя стал новым этапом в развитии нашей любимой подмосковной школы. Хотя календарно год еще продолжается, его события уже вошли в историю развития системы образования Московской области. Хочу подчеркнуть: решение президента об объявлении 2010 года Годом учителя не стало для нас неожиданным - мы давно создавали фундамент для реализации этой инициативы.
У нас полторы тысячи учителей - победители приоритетного национального проекта «Образование». Это творческие люди, которые не просто создают новые проекты, новые педагогические технологии, не только успешно применяют их в обучении,  но и щедро делятся своим опытом с другими учителями. Нас радует, что облик подмосковного учительства меняется, становится богаче, разнообразнее, к нам в школу приходят молодые люди не только с педагогическим, но и с университетским классическим образованием, экономическим, техническим. У нас все больше учителей-новаторов, творцов.
Благодаря активной жизненной позиции наших педагогов школа играет все более активную роль в социальной жизни области. Не только в сельской местности, но и в городах, микрорайонах школа становится социокультурным, интеллектуальным, спортивным  центром.
- Что конкретно привнес Год учителя в развитие системы образования региона?
- Мероприятия Года учителя позволили существенно улучшить взаимодействие науки и школы, расширили влияние школы на социальные процессы развития общества.
С включением Московской области в реализацию президентской инициативы «Наша новая школа» появилась возможность еще повысить эффективность и качество педагогического труда, создать стимулы для привлечения и закрепления в образовательных учреждениях молодых педагогических кадров.
Система образования сегодня находится в самом фокусе государственного и общественного внимания. Это связано с тем, что именно образование, и прежде всего школа, наша новая школа, является ключевым звеном, с которого начинается превращение жизненного цикла развития общества в инновационный цикл. Политическая задача превращения России в государство знаний и интеллекта осуществляется через образовательную инициативу, а тем самым через модернизацию образования как социального института развития общества. Кроме того, решение задач по практическому обеспечению высокотехнологического прорыва может быть обеспечено только при условии перехода образования в режим инновации.
- Какой вы видите современную школу сегодня?
- Мы все воспитаны на гуманистических традициях российской и советской школы, основной задачей которой всегда было воспитать человека, личность, гражданина. Но сегодняшняя интеллектуальная глобализация общества заставляет по-новому осмыслить эти понятия. Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев в своем Послании Федеральному Собранию России отметил: «Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. ...Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».
Так, время трансформирует задачи, стоящие перед школой, диктует необходимость кардинальных изменений, затрагивающих все сферы и аспекты его деятельности, и не в последнюю очередь  финансовые. Необходимо, чтобы выделенные средства были максимально нацелены на обеспечение эффективных результатов образовательного и воспитательного процессов.
- Удается ли так распределять свой региональный бюджет?
- Финансирование образования Подмосковья является одной из самых крупных статей бюджета Московской области. Расходы консолидированного бюджета Московской области по отрасли «образование» на 2010 год составляют 68,3 млрд рублей (в прошлом году - 67,4 млрд рублей), из которых субвенция на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования - в объеме 20,1 млрд рублей.
В докризисный период у нас была возможность повышать заработную плату работников образования ежегодно, в итоге она достигла одного из самых высоких уровней по отрасли среди субъектов Российской Федерации. Сегодня у нас снова есть возможность выделять средства для повышения заработной платы учителей. Но это повышение должно находиться в тесной взаимосвязи с качеством и эффективностью работы учителя, мотивировать учителей на работу в инновационном режиме.
- Наверное, Год учителя - это повод для более пристального внимания к результатам деятельности подмосковного образования, достижениям, которые объективно достойны признания и уважения...
- Результат работы наших подмосковных педагогов - качественная подготовка учащихся, выражающаяся в результатах экзаменов, предметных олимпиад, конкурсов.
Результативность деятельности подмосковных педагогов радует. В Год учителя улучшились результаты ЕГЭ по обязательным общеобразовательным предметам - русскому языку и математике. По сравнению с прошлым годом в Московской области увеличилось число участников ЕГЭ, получивших 100 баллов. В 2009 году их было 87 человек, в 2010 - 102 человека, два участника имеют 100 баллов по двум предметам. Все эти выпускники  либо призеры, либо участники районных, областных и международных олимпиад, многие их них награждены золотой или серебряной медалью «За особые успехи в учении». Количество медалистов в Подмосковье также в этом году увеличилось. Все они подтвердили свои знания на ЕГЭ.
В Год учителя школьники из муниципальных образований Московской области завоевали 85 дипломов победителей и призеров всероссийского этапа олимпиад. 100 выпускников набрали 100 баллов по итогам ЕГЭ.
Все это  заслуги нашего учительского корпуса, нашей системы образования. Они вызывают у нас радость и гордость и, самое главное,  уверенность в том, что нам по плечу поставленная задача: создание современной школы, такой школы, которая способна раскрыть личность ребенка, воспитать в детях интерес к образованию, к учебе; способна быть современной, адекватной нашей жизни образовательной системой.
Достижение этой цели - лучшая награда для нас всех, лучший итог проведения Года учителя в Московской области.
- Удается ли сегодняшней школе воспитать человека, способного не потеряться во взрослой жизни?
- Рынок труда все равно требует в дополнение к основному образованию непрерывного повышения образовательного уровня, причем на всех ступенях образования и в течение всей жизни. А это означает, что главной целью школы является не целенаправленная подготовка детей к сдаче ЕГЭ, поступлению в вуз, хотя это и является локальными задачами школы, а развитие интеллекта школьников, креативного подхода к решению задач, формирование устойчивого сознания того, что в современном мире необходимо учиться всю жизнь и не опираться на готовые ответы, а искать свои.
Механизмом, позволяющим решать современные образовательные задачи, остается нацпроект. В 2010 году в его рамках мы поддерживаем и классных руководителей, и лучших учителей, и талантливую молодежь, а также всячески развиваем дистанционное образование детей-инвалидов. Все эти направления полностью обеспечены финансированием, на их реализацию из федерального и областного бюджетов направляется более миллиарда рублей.
В 2011 году в рамках приоритетного национального проекта также планируется реализовывать мероприятие «Совершенствование организации школьного питания». Финансирование из бюджета Московской области - 150 млн рублей. В настоящее время разрабатывается долгосрочная целевая программа по данному направлению.
Принято решение о возобновлении финансирования областной целевой программы «Развитие образования в Московской области», в которой основное внимание будет уделено реализации мероприятий национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». На эти цели в 2011 году будет направлено 155 млн рублей.
- Не за горами подведение итогов Года учителя в Московской области, основной целью которого были заявлены социальная поддержка педагогов и повышение престижа учительского труда. Какие реальные меры были предприняты муниципальными администрациями области?
- Ну, например, в Подольском городском округе администрацией выделено педагогам 20 квартир, двум педагогам предоставлены квартиры в доме-новостройке в Сергиево-Посадском районе, в Троицке победитель городского этапа конкурса «Учитель года-2010» получил автомобиль, сотрудникам системы образования выделены 4 служебные квартиры, планируется выделить еще 12. В городском округе Долгопрудный дополнительно к трем ежегодно выделяемым квартирам для педагогических работников будет выделено до конца 2010 года еще шесть квартир. Выделяется жилье для педагогов в Люберецком, Пушкинском, Дмитровском, Шаховском, Мытищинском, Истринском районах, городских округах Балашиха, Пущино, Краснознаменск, Лобня, Бронницы.
Такие меры должны приниматься повсеместно, и не только в Год учителя. В школе должен работать учитель, который верит в собственное предназначение и понимает, что эта профессия нужна обществу. Если мы хотим, чтобы дети тянулись к педагогам, чтобы педагоги были интересны детям, у каждого учителя должны появиться уверенность в жизни, ощущение собственной значимости для общества. Поэтому необходимо продолжать выстраивать систему социальной поддержки учителей.
В Год учителя мы отмечаем еще один юбилей - 70-летие системы начального профессионального образования. Но юбилей - повод не столько для торжеств, сколько для осмысления стоящих перед системой задач. Не только начальное профессиональное образование, а вся система подготовки профессиональных кадров сегодня оценивается прежде всего рынком труда. Не случайно в начале нового учебного года состоялось заседание Госсовета, посвященное приоритетам развития профессионального образования в России. Московская область всегда была регионом высоких технологий и наукоемких производств, и мы уверены, что модернизация профессионального образования области будет определяться их развитием. Перспектива развития системы профессионального образования Московской области - в ориентации на задачи модернизации экономики через обеспечение качества профессионального образования, отвечающего задачам модернизации экономики; ориентации на задачи социально-экономического развития; консолидации ресурсов для обеспечения нового качества; эффективном использовании кадрового потенциала.
С целью реализации указанных приоритетов Московская область готова участвовать в федеральном проекте по поддержке комплексной модернизации профессионального образования в субъектах Российской Федерации на условиях конкурсности и софинансирования.
Выступая на торжественном мероприятии, посвященном Международному дню учителя, наш губернатор Борис Всеволодович Громов отметил: «Год учителя завершится, но то, что сделано в этот период, в ближайшем учебном году, будет оказывать влияние на судьбу школы, всего общества еще многие годы. Мы прокладываем колею в будущее. И от того, насколько ровно она ляжет, зависит, в каких школах будут учиться наши дети, какие учителя их будут учить, насколько будет наше общество, наше государство прирастать молодыми талантами». Это замечательные слова, и я уверен: реализуя политику правительства Московской области, опираясь на поддержку педагогической, родительской общественности, депутатского корпуса, бизнес-сообщества, мы эту колею,  колею в будущее,  проложим.