​Лидия ПРОЗОРОВА, Тузуклейская школа, Астраханская область:
На разных берегах, но вместе


Наша школа сельская, поэтому мы очень хорошо понимаем: как будет развиваться школа - так будет жить и село. В наш совет, созданный в 2007 году, вошли 15 человек: три ученика, директор, представитель учредителя, трое родителей и четверо педагогов. Была возможность кооптировать в состав совета еще трех членов при необходимости.  Изначально были созданы пять комиссий - организационно-педагогическая, финансово-хозяйственная, спортивно-оздоровительная, информационно-досуговая и социально-правовая. На заседаниях совета, которые проходят раз в четверть, мы решаем важные вопросы жизни школы.  Приоритетные направления нашей деятельности - определение стратегии и обеспечение эффективной деятельности совета, оформление гражданского заказа на результативность и качество образования, участие УС в разработке и реализации программы развития школы,  согласование заявки на бюджетное финансирование и сметы расходов, распределение стимулирующей части оплаты труда работников образовательного учреждения, общественная экспертиза и обсуждение результатов деятельности школы и реализуемых проектов, подготовка и проведение публичного отчета об итогах работы школы, диагностика реальной ситуации в образовательном пространстве, определение проблем и целей деятельности учебного заведения.
Наши дела - это утверждение программы развития школы, разработка критериев качества образовательных услуг, развитие системы общественного наблюдения, создание  новых организационных структур школьного самоуправления, согласование школьного компонента БУП, годового календарного плана работы, разработка правил  внутреннего распорядка, укрепление материально-технической базы школы, выдвижение учителей на гранты и на участие в конкурсах профессионального мастерства, а учеников - на конкурс «Ученик года». В перспективе мы намереваемся существенно расширить сферу деятельности нашего совета в условиях перехода школы в статус автономного учреждения. Мы будем участвовать при заключении соглашения школы с профессиональным училищем №24 города Камызяк по реализации  программ дополнительного образования - «Хозяйка усадьбы», «Плотницкое дело», «Повар» и «Столярное дело». Кроме того, мы хотим создать локальный образовательный округ, в который войдут управляющие советы Тузуклейской, Раздорской, Семибугоринской, Грушевской и Застенской школ.  Есть у нас и перспективные проекты - «Сельский Парк Победы», «Семейный стадион», волонтерская акция «Дети - детям», «Школьная территория», а также благоустройство игровых площадок в детских садах.
Конечно, для  развития школы важно наличие дополнительных источников финансирования. Таких источников у нас несколько. За счет победы в конкурсе в рамках приоритетного национального проекта «Образование» мы смогли приобрести автобус, оргтехнику, лабораторное оборудование, кабинет биологии. Ассоциация выпускников помогла купить ТСО, спортивный инвентарь, оборудование для учебных кабинетов, теле-, аудио- и видеотехнику, посуду и мебель для столовой, обновить интерьер школы и даже провести частичный ремонт. На средства родителей проведены косметический ремонт классов и оклейка окон.  Дополнительные бюджетные ассигнования на реализацию социальных программ и проектов пошли на приобретение оргтехники, медицинского  оборудования, ремонт системы водоснабжения и  отопления, капитальный ремонт и оборудование столовой, а также капитальный ремонт здания детского сада.
Вот так шаг за шагом мы улучшаем материально-техническое состояние нашей школы.  Мы стараемся  обеспечить будущее нашего села, поэтому проводим встречи с предпринимателями села: неделю предпринимательства «Учиться бизнесу у бизнеса» и «круглый стол» «Власть без галстуков». Символично: наша школа и село находятся на разных берегах реки Тузуклейки. Дети добирались до школы на пароме, который очень часто ломался. Мы добились сооружения понтонного моста между двумя берегами, и теперь ученики спокойно ходят в школу.  

Ольга АНАНЬЕВА, излучинская школа №1, ХМАО - Югра:
Рейтинг повысился


В 2006 году  наша школа  - детище градообразующего предприятия «Нижневартовская  ГРЭС» - имела низкий рейтинг среди школ Нижневартовского района и была абсолютно неконкурентоспособной. Поэтому управляющий совет вместе с педагогическим коллективом  занялся реализацией программы развития учебного заведения. В результате в рейтинге школ Нижневартовского  района с 20-23-го места наша школа переместилась на 1-3-е  по различным показателям, стала престижной. Теперь у нас  самый большой набор в первый класс среди школ Излучинска, самый лучший школьный сайт в Нижневартовском районе по посещаемости и информативности, самая большая в районе сумма привлеченных средств  грантовой поддержки (1 миллион 960 тысяч рублей) и спонсорских денег (995 тысяч рублей).
Мы гордимся улучшением показателей по всем направлениям. Рост качества знаний - с 31 до 42 процентов, удовлетворенность  родителей качеством предоставляемых услуг и их участие в жизни школы - 67 процентов (раньше - 30). Налицо положительная динамика работы с детьми группы риска - уменьшилось число учеников, состоящих на учете в КДН.

Юрий КУРАПОВ, Зырянская школа, Томская область:
Мы создали социальную гостиную


С самого начала мы определили миссию управляющего совета.  Прежде всего надо повышать качество образования путем согласования интересов школы и общества. Приоритеты в нашей работе - это гарантия безопасности в учреждении, актуальные и востребованные проекты, партнерство и внедрение современных технологий. Сегодня никто не удивляется, что наш совет согласует  бюджетную смету, школьный компонент и профили обучения. Мы разработали  и приняли такие  локальные акты, как «Права и обязанности учащихся» и «О конференции родителей», а также утвердили проекты «Школа полного дня» и «Талантливый педагог», создали группу по разработке программы развития школы.
Чрезвычайно важным мы считаем проект «Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска и их семей», который позволяет снизить количество правонарушений и наладить взаимодействие школы и общества. В частности, мы создали социальную гостиную, где можно определить проблемы и обсудить пути их решения. Для нас это новый способ работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.  
Мы быстро реагируем на возникающие проблемы. Например, родители были недовольны качеством и организацией питания в школе.  Совет добился приобретения жарочного шкафа, витринного  холодильника и… смены руководства школьной столовой.
Сегодня насущная проблема - повышение качества работы педагогов. Мы приняли участие в разработке нормативного документа и создали  систему распределения стимулирующих выплат, вошли в комиссию, которая распределяют эти выплаты. В результате повысилось качество преподавания.  
В перспективе мы планируем провести анализ деятельности школы и изучить потребности участников образовательного процесса, будем работать над программой развития школы, в которой должны быть предусмотрены внедрение новых технологий, эффективное использование внутренних и внешних ресурсов, а главное, возьмемся за  разработку проекта «Школа будущего».

Раиса МЕЛЬНИКОВА, школа №5, Пушкино, Московская область:
Занялись реконструкцией


Мы внесли изменения  в устав школы и на школьной конференции приняли Положение об управляющем совете и о выборах в него. В состав совета вошли 13 человек. Были созданы три комиссии. Финансово-хозяйственная планирует расходы  внебюджетных  средств и осуществляет контроль за расходованием средств. Организационно-педагогическая совместно с администрацией школы разрабатывает содержание школьного компонента и вносит предложения по выбору профильных предметов, а также организует работу по подготовке программы развития школы. Социально-правовая осуществляет контроль за соблюдением  прав участников образовательного процесса.  
Наш совет участвовал в разработке комплексной  целевой программы развития школы на 2005-2010 годы, предусматривающей создание модели адаптивной массовой общеобразовательной школы, а в 2007-м эта программа получила грант Президента РФ. Мы участвовали и в  разработке проекта реконструкции учебного здания - первый этап реконструкции  уже завершен.

Галина КОРОТКОВА, мичуринская школа №1, Тамбовская область:
Приоритеты выбраны


Мы считаем своим достижением создание нормативно-правой базы, определяющей  грамотное сотрудничество школы и совета.  Теперь у нас есть документы о распределении полномочий между директором и управляющим советом школы, регламенте государственно-общественного распределения стимулирующей части фонда оплаты труда руководителей и работников школы, критериях оценки деятельности учителя и классного руководителя, системе оценки качества образования и школьной форме.   Наши приоритеты -  сохранение здоровья и обеспечение безопасности детей в школе, развитие социального партнерства, поддержка одаренных и талантливых детей, организация их досуга и работа с родителями. Хочу заметить, что три комплексно-целевых программы - «Развитие профессиональной компетенции и  компетентности у участников образовательного процесса», «Оперативное управление качеством в школе №1», «Обеспечение оптимального уровня здоровья и здорового образа жизни обучающихся» -  были разработаны и реализуются при непосредственном участии нашего управляющего совета.

Светлана КРИЛАЧ, лицей №22, Белово, Кемеровская область:
Лицей удалось отстоять


В  2010 году администрация города Белова решила провести  реорганизацию образовательной сети поселка Бачатский и объединить три общеобразовательных учреждения в одно. В одном здании решили расположить  все начальные классы, в другом - 5-7-е, в третьем - 8-11-е. Управляющий совет  единодушно счел такой вариант реструктуризации нецелесообразным, так как перемещение классов и учителей могло вызвать волнения в поселке. Предполагаемая школа на 1500 учеников была бы слабоуправляемой. Этот вариант разрушал  традиции лицея, складывавшиеся десятками лет, разрушал сам дух лицея. Мы приняли решение о создании временной рабочей группы по разработке собственного проекта реструктуризации. Рабочая группа активно действовала на протяжении трех месяцев, изучая демографическую ситуацию в поселке и возможное ее развитие, потребности родителей и учеников в профильных классах, кадры образовательных учреждений. Проанализировав собранный материал с позиций  сегодняшнего и завтрашнего дня, мы представили проект реструктуризации в администрацию города Белова и в СМИ. В результате власти приняли решение о сохранении статуса лицея как самостоятельного учебного заведения.
В июле  2010 года возникла ситуация - смена директора. Управляющий совет выдвинул свою кандидатуру на пост директора - заместителя директора, работающего в лицее 22 года, имеющего стаж административной работы 11 лет,  одного из составителей и редактора программы развития лицея на 2007-2011 годы. Учредитель прислушался к мнению совета, и наша кандидатура была утверждена.

Андрей ЕРКО, Ватутинская школа имени Д.В.Рябинкина, Московская область:
Сделали невозможное


Два года назад педагоги и родители заметили трещины в кирпичной кладке школьного здания, и при замене окон были выявлены дефекты несущих плит в нескольких кабинетах первого этажа. Мы обратились в управление образования с просьбой прислать специалистов, но эксперт, приглашенный управлением, не смог ответить на вопрос, безопасно ли находиться в таком здании.  Управляющий совет обратился в Совет депутатов и администрацию сельского поселения Десеновское, Совет депутатов и Управление образования Ленинского муниципального района и к специалистам НИИПРОЕКТа за четкими ответами на волнующий нас вопрос. Некоторые представители власти назвали действия нашего совета балаганом, отрывающим людей от решения серьезных проблем.  Но в результате мы  все-таки  добились  временного перемещения детей в старое здание школы №2 города Московского, после чего нам удалось сделать практически невозможное - в кратчайшие сроки провести капитальный ремонт четырехэтажного здания школы, успешно завершить учебный год и сохранить контингент учащихся и педагогический коллектив. Участие управляющего совета в решении этой задачи укрепило его авторитет среди родителей, учителей и администрации поселка и района. А администрация школы увидела в нас не только активных помощников, но  и ту силу, которая способна принимать важные управленческие решения.

Инна ВОЛОЖАНИНОВА, соликамская гимназия №2, Пермский край:  
Будет новоселье


В наш совет входят родители, педагоги и ученики. Созданы комиссии - организационно-педагогическая, финансово-хозяйственная, нормативно-правовая и социально-педагогическая, которые определяют инновационные направления развития гимназии, осуществляют нормативно-правовое обеспечение инновационного развития, ведут контроль за качеством услуг в дошкольном, общем и дополнительном образовании и рациональным  использованием бюджетных и внебюджетных средств, в том числе распределением стимулирующей части фонда оплаты труда сотрудников гимназии, а также обеспечивают  социально-правовую защиту участников образовательного процесса.
Хочу заметить, что по ходатайству нашего совета  30 сентября 2009 года городская Дума приняла решение «О внесении изменений в программы социально-экономического развития Соликамского городского округа на 2008-2012 годы», благодаря чему для нашей гимназии будет построено новое здание.

Сергей МАКАРКИН, Рассветовская школа, Томская область:
Победы наших детей - наша гордость


19 января 2008 года состоялось первое заседание нашего управляющего совета, когда мы стали определять основные приоритеты в своей деятельности. Это профессиональное самоопределение школьников и развитие социального партнерства. Поэтому программа развития нашей школы, над которой вместе с педагогами работал совет, изначально  называлась  «Школа как пространство взаимодействия образования и рынка труда».
Мы решили, что у нашей школы будут свои бренды. Один из них - хоккейная команда «Рассвет», которая в 2008 году  стала чемпионом Томской области.
Одно из главных направлений работы совета совпадает с инициативой «Наша новая школа»: мы стремимся сохранять  здоровье детей,  продолжать  хоккейные традиции «Рассвета», привлекать ресурсы и социальных партнеров, поэтому, как мы считаем, «Рассвет» и стал хоккейной столицей Томской области. Победы наших детей - наша гордость. В 2009 году финалистом Международной ярмарки педагогических инноваций стал наш Центр гражданского образования «Шаги к успеху», а лауреатом областного конкурса «Мы - команда» - наша детская организация «Мы вместе!». В 2008 году призером Всероссийского фестиваля «Золотое перо» стала школьная газета «Шанс». В 2010 году наш летний пришкольный лагерь «Город радужный» победил в областном конкурсе программ летнего отдыха «Чудо-каникулы», а тимуровский отряд «Факел» стал призером областного конкурса «Неделя добра».
Наш управляющий совет тоже не обошли награды: в 2008 году  вместе с директором школы мы одержали победу во Всероссийском конкурсе «Лучший директор ОУ: развитие управляющих и попечительских советов».     

Борис ХАСАН, красноярская университетская гимназия «Универс №1»:
Долго бились и добились


В 2009 году совет гимназии выступил с инициативой  перехода «Универс №1» в статус автономного учреждения. Гимназия стала первым в Красноярске учреждением, в котором подобное заявление поступило не от администрации, а от общественности.  Ежегодно наш совет принимает участие в разработке и утверждении публичного отчета гимназии и создании комиссии по выбору лучших педагогов для выдвижения их на различные премии.
Важным делом для нас стала борьба за сохранение одного из учебных зданий - бывшего ведомственного детского сада, за которое гимназия долго билась и в конце концов добилась передачи  его в муниципальную собственность.

Комментарий

Елена ШИМУТИНА, директор Института развития государственно-общественного управления образованием, заместитель директора Центра образования № 548 «Царицыно», Москва:

-  Полномочия управляющих советов  на самом деле широки:   это не только участие в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, но и  утверждение образовательных программ, разработка, утверждение и помощь в реализации программы развития учреждения и многое другое. В девятнадцати субъектах РФ, где введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», советы принимают активное участие в проведении эксперимента. Наметилась «тенденция престижности» быть членом управляющего совета школы.
Члены УС - люди разного возраста,  с разным уровнем профессиональной подготовки, тем не менее они должны разбираться и в юриспруденции, и в бухгалтерской отчетности, и в педагогике. Потому все более актуальной становится задача подготовки школьных управляющих. Возникает вопрос о вариативности предлагаемых  им программ обучения (как по содержанию, так и по технологии организации процесса). Это могут быть индивидуальные занятия на базе ИПК (полный курс или модули по выбору), подготовка всего управляющего совета (в самой школе, с учетом ее приоритетов), кластерное обучение по одной - двум темам, муниципальные программы (на заказанную тему), функциональные программы (для секретарей советов, председателей УС, финансовых комитетов), а также дистанционные курсы.

Сергей КОСАРЕЦКИЙ, руководитель Центра стратегических разработок Академии социального управления:

- Государственно-общественное управление - важная составляющая, main stream последнего десятилетия. Длительное время тема общественного участия в управлении образованием представлялась преимущественно посредством деклараций. На следующем этапе появились работы, предлагавшие  технологические решения, практические инструменты реализации принципа государственно-общественного управления, обеспечения открытости школы - «модель для сборки» и ее нормативное обеспечение.
Сегодня на повестке дня - вопрос о качестве и эффективности инструментов общественного участия в управлении образованием, о характере изменений в системе управления школой и ее отношениях с обществом, потребителями образовательных услуг. Все это формирует серьезный запрос на исследования, на реальную науку об управлении в сфере образования.
Государственно-общественное управление образованием обретает свой статус и как неотъемлемый элемент менеджмента в российском образовании и как область научных исследований. История УС только начинается. Однако принципиально важно, что для них созданы условия, им предоставлены права и возможности. Весь вопрос в том, как всем этим воспользуются и государство и общество.

P.S.

Убедительную победу на конкурсе управляющих советов одержала Тузуклейская средняя школа, которая получила приз в 800 тысяч рублей.
Каждая школа и каждый управляющий совет по-своему развивают государственно-общественную модель управления. Не случайно практически все образовательные учреждения-конкурсанты намереваются  обрести статус автономного учреждения: они почувствовали вкус свободы и хотят распорядиться ею так, как считают нужным.