Для Ирины Яковлевны Матвеевой, классного руководителя из Перми, каждый ученик - это вовсе не воск, из которого можно вылепить любого человека, и не чистая доска, как говорил Аристотель, на которой можно написать любые письмена. В любом уже заложены свои особенности самой природой, и их-то нужно развивать.
В классе она каждого воспитывает по-своему. Все ученики за что-то отвечают, чем-то руководят. Есть классный совет, состоящий из трех учеников. Возглавляют его они по очереди. Есть сменные редакторы стенгазеты, главный художник, главный режиссер, ответственный за проведение праздников и т. д. Каждому дается полная свобода творить, заниматься своим делом. И именно здесь воспитывается самостоятельность, созидается личность.
У Елены Сергеевны Красницкой из Костромы в седьмом классе ребята переходят на полное самоуправление. Между ними возникают отношения творческого сотрудничества, каждый предлагает свое, проявляет личную инициативу. И наиболее интересные походы, дискуссии прошли по предложению детей, они сами их и подготовили. Нередко ученики говорят Елене Сергеевне: «Приглашаем вас на «Голубой огонек», какое-то обсуждение. Это для нее всегда приятно и неожиданно. Каждый ее ученик представляет собой индивидуальность, но он не изолирован от коллектива. Законом класса является коллективизм и взаимопомощь. Здесь любой стремится к самовоспитанию, самосовершенствованию, саморегуляции.
Инессу Евгеньевну Сабирову из Казани, участницу Всероссийского конкурса «Воспитать человека», состоявшегося во Владикавказе, коллеги считают личностью. Они, занимаясь с учениками из ее класса, восхищаясь их самостоятельностью, целеустремленностью, говорят при этом: «Личность и воспитывает личность».
Инесса Евгеньевна создает условия для самовоспитания ребенка, чтобы, скажем, став взрослым, он мог сказать, а это я развил в себе сам. Ее концепция воспитания включает в себя несколько направлений. Из них две основные: социализация и индивидуализация. Ребенок как бы сам открывает свои способности, возможности, способы взаимодействия с миром. И, что самое главное, дети умеют сопоставлять планы, цели со своими способностями и возможностями.
У Аллы Семеновны Земляковой, педагога из Ростова-на-Дону, свой стиль воспитания личности. Каждый ученик уверен, что он интересен классному руководителю, и поэтому хочет и стремится заслужить ее доверие, уважение, а это можно сделать, в чем-то проявив себя, воплотив самостоятельно какую-то свою идею. И у ребят это получается, потому что они приучены придумывать реальные дела, а потом их осуществлять. Именно умение самостоятельно мыслить, анализировать, скажем, исторические события не по книжному, а по собственному разумению демонстрировали ее воспитанники на наших олимпиадах по граждановедческим дисциплинам.
Евгения Ильинична Андреева из Тверской области уверена: «Нет большего вреда для ребенка, чем относиться к нему как ко всем остальным. При этом нередко отсекается то, что особо отличает его от других». Для Евгении Ильиничны любой ребенок уже в первом классе индивидуален.