- Рост рождаемости налицо, и, несмотря на это, нам удается удерживать охват дошкольным образованием на уровне выше 85 процентов - это высокий показатель по сравнению с другими регионами, - констатирует Елена Александровна. - За последние пять лет прибавилось 1700 новых мест в детских садах, в результате чего стала сокращаться очередь, но сейчас вследствие миграции из сельских районов положительной динамики почти нет. Развитие сети дошкольных учреждений - один из главных вопросов, над которым мы работаем.
Наряду со строительством новых зданий мы реконструируем те, которые в период демографического спада использовались не по назначению. Кроме того, открываем новые группы в действующих садах, где помещения были переоборудованы, например, под методкабинеты или залы для дополнительных занятий. Открытие дошкольных групп в школах тоже отчасти решает проблему, особенно на окраинах города. Работают и группы кратковременного пребывания (от 3 до 4 часов). Кроме того, мы создали консультационный семейный пункт, где мамы могут получить рекомендации специалистов.
Особое внимание последние два года мы уделяем детям с ограниченными возможностями. Совсем недавно открыты две группы для детей, которые не могут посещать обычные дошкольные учреждения, и коррекционный центр «Лекотека». Он располагается в физкультурно-оздоровительном блоке детского сада. Развивающие занятия проводятся здесь вместе с родителями. Недавно мы открыли группу для детей с задержкой психического развития, которые не могут посещать даже коррекционный сад. Дети с ограниченными возможностями занимаются и в учреждениях дополнительного образования: немедикаментозными методами (арт-лечением) проводим коррекцию. 11 декабря состоялся творческий конкурс для детей с ограниченными возможностями, а недавно прошли паралимпийские игры для дошколят.
В городе работают 8 инклюзивных групп: дети с синдромом Дауна или другими тяжелыми заболеваниями посещают обычную группу в обычном детском саду. Благодаря индивидуальному сопровождению и специальным методикам происходит социализация ребенка. Инклюзивные группы мы делали на опорных площадках. Смотрели кадры (чтобы обязательно был психолог), медицинскую базу, учитывали желание коллектива и заведующей, выделяли дополнительную ставку для сопровождения ребенка, кроме того, необходимо материальное стимулирование воспитателей, работающих в таких группах. Сейчас мы разрабатываем проект целевой программы, которая предусматривает финансовую поддержку детских садов и школ, работающих с детьми-инвалидами. Происходит гуманизация образования. Если раньше многие не понимали, как ребенок с синдромом Дауна может посещать обычный детсад, то сейчас общественное мнение меняется. И детям хорошо, и родители рады, что их ребенок не изолирован. Значит, от эксперимента можно перейти к обычной практике.
Не преувеличу, если скажу, что у нас неплохой опыт внедрения инноваций и создания опорных экспериментальных площадок. Многие учреждения сами разрабатывают какие-либо из актуальных тем и предлагают их как инновации.
- Елена Александровна, какие еще направления вы считаете приоритетными?
- Самая актуальная тема - информатизация. В городе работает система электронного комплектования дошкольных учреждений. Мы ведем электронную базу данных. Все происходит открыто и цивилизованно. За полтора года более 1700 родителей воспользовались ею. Теперь у нас нет жалоб, потому что так называемых вступительных взносов больше никто с родителей не требует. Когда в 2006 году я стала руководителем управления, ко мне то и дело поступали жалобы на заведующих, теперь нет ни одной. Интернет сделал то, что не смогли силовые ведомства - теперь трудно что-то скрыть, все махинации рано или поздно становятся известными.
В ноябре на нашем портале начал работать сервис обмена местами в дошкольных учреждениях, поскольку внутри города миграция идет активно. Зарегистрировано 30 обращений, несколько человек уже решили проблему - мы очень рады, что информатизация приносит результаты. Если говорить об опорных площадках, то в городе 4 учреждения внедряют опыт «электронной школы». Эта программа, например, реализована в лицее №67, который активно делится своими наработками с другими школами.
В городе существует единая образовательная компьютерная сеть. В нее включены все школы, треть детских садов, все учреждения дополнительного образования и централизованные бухгалтерии. Телефония тоже идет через эту сеть, благодаря чему мы проводим еженедельные селекторные совещания не только с директорами, но и с административными командами школ. Провели и пробную видеоконференцию. Все это упрощает процесс управления. Мы можем оперативно передавать информацию - теперь нет проблем со сдачей отчетов (даже экстренных), полностью отлажен электронный документооборот. Стал возможен региональный и муниципальный мониторинг качества образования. Процессы сравнения, анализа, составления рейтинга учреждений - уже сложившаяся практика. В тех школах, которые внедрили хронограф, идет автоматическая обработка данных. Все это экономит средства, время и силы. На нашем муниципальном портале много сервисов, есть видеоархив, видеоуроки, интернет-приемная (ежедневно мы получаем от пяти до десяти писем и можем сразу же на них ответить), есть форум, благодаря которому мы в курсе острых проблем, - эффект обратной связи налицо. В Год учителя мы запускаем проект «Книга учительской славы» - это электронная энциклопедия наших лучших учителей.
- Все это хорошо, однако технические достижения и новшества не решили основных проблем сферы образования: у учителей по-прежнему маленькая зарплата и в школах по-прежнему нет молодежи. Как вы решаете эти проблемы?
- В апреле была принята муниципальная программа поддержки молодых специалистов социальной сферы. В результате педагоги со стажем менее 3 лет получают ежемесячно доплату - полторы тысячи рублей и по итогам года - прогрессивную выплату соответственно 10, 15 и 20 тысяч рублей. Пусть это небольшие деньги, но о внимании к молодым кадрам свидетельствуют. Руководители учреждений сегодня имеют возможность в приказах об оплате труда предусмотреть доплаты за минимальный стаж работы. Помощь нужна не только ветеранам, но и молодежи. Руководители, грамотно выстраивающие кадровую политику, могут привлечь и удержать молодежь. Например, в дошкольную сферу в этом году к нам пришли 85 молодых специалистов. Сегодня многое может решать руководитель. Нормативные документы об оплате труда не догма, их можно менять в зависимости от ситуации. Конечно, плохо, что фонд зарплаты зависит от бюджетной обеспеченности региона. Мы неоднократно говорили, что нужен минимальный норматив на государственном уровне. Более богатые регионы могут себе позволить сверх этого норматива, но планка должна быть задана. Сейчас зарплата разная не только по стране, но даже в городе - к этому учителя привыкают с трудом. Дифференциация должна быть, но все-таки в определенных границах.
- Сейчас школам разрешили зарабатывать. Но, насколько мне известно, этим правом не все пользуются. Что, на ваш взгляд, мешает?
- Стереотипы советского времени и привычка надеяться на государство. Многие ждут, что все само как-нибудь образуется. Сейчас многие родители готовы платить за качественную услугу. А образование - это услуга. Государство обязалось дать бесплатно стандарт. Все, что выходит за его рамки, может быть платным. Весь вопрос в цене. Если учитывать платежеспособность населения и потребность в тех или иных услугах, то почему нет? Рыночные механизмы действуют повсюду, и не считаться с этим нельзя. В Иванове уже три автономных дошкольных учреждения и одно автономное учреждение дополнительного образования, поданы заявки еще от нескольких. Руководители видят, как можно привлекать дополнительные средства. Психология медленно, но меняется. У нас уже есть учреждения, зарабатывающие по 10 миллионов в год. Конечно, там зарплата другая. Кстати, почти все директора наших школ получили в институте развития образования специальность менеджеров образования. Это была серьезная акция. Многие сначала не понимали, зачем это нужно, зато потом благодарили. Директор должен обладать экономическими знаниями, чтобы организовать эффективный менеджмент. От этого зависит судьба учреждения. Риск существует, но я убеждена: активным и инициативным бояться нечего. Образовательную нишу будут заполнять, уже появляется множество коммерческих центров, которые предоставляют те же самые услуги только за деньги, и люди идут к ним. Зачем же школам упускать шанс? Есть, конечно, и другой путь (его, кстати, многие выбирают) - путь грантов - привлечение федеральных средств, сотрудничество с фирмами, внедряющими инновации, тот же 67-й лицей шел по этому пути. Я думаю, что должно пройти время, психология меняется не сразу. Здравоохранение здесь нас опередило. Образование - последний бастион, который, думаю, тоже скоро падет.
- Кстати, о здравоохранении. Как вы решаете проблему здоровьесбережения в школах?
- Проблема оказалась серьезнее, чем мы думали. Когда провели диагностику, поняли, что нужно срочно принимать меры. В городе объявлен конкурс «Территория здоровья», прошел промофестиваль, на котором многие фирмы предлагали школам бесплатное сотрудничество. Заключались соглашения с партнерскими организациями. До конца года кабинеты или центры здоровья будут открыты в каждой школе. Для этого не потребуется дополнительных ставок. Речь идет о системной работе, о создании внутришкольных проектов и программ. За счет призового фонда, который предусмотрен положением о конкурсе, школы, добившиеся лучших результатов, смогут укрепить свою материальную базу.
- Елена Александровна, поделитесь опытом, что вам помогает не терять оптимизма, оставаться энергичной и вдохновлять коллег и подчиненных на поиск и творчество?
- Не расстаюсь со своей профессией. Я педагог дополнительного образования - преподаю танцы. Занимаюсь с детьми по вечерам и в выходные дни. Для меня это любимая работа, где я отдыхаю.

Иваново

Статфакт

В Иванове 52 школы, 128 детских садов и 7 учреждений дополнительного образования. Скоро ожидается открытие Центра технического творчества.
Вследствие изменения демографической ситуации увеличивается число первоклассников ежегодно на 250-300 человек.