- Я бы сказала так: среди наших основных задач - формирование у учеников активной гражданской позиции, правовой компетентности, дипломатических навыков, необходимых каждому современному человеку.
В гимназии шестой год набирается профильный дипломатический 10-й класс. Он подразделяется на две группы - лингвистическую, которая ориентируется на изучение иностранных языков, и социально-гуманитарную, где углубленно изучаются не только языки, но и история с обществознанием. Для этого класса разработаны спецкурсы «История дипломатии», «Дипломатический этикет», «Международное право», «Актуальные проблемы международных отношений». В дипломатическом классе проходят практикумы на базе дипломатических учреждений и музеев, парламентские уроки, встречи с профессиональными дипломатами, депутатами, государственными служащими, бизнесменами и журналистами.
Ученики дипломатических классов участвуют в приемах, выставках, днях культуры, организуемых консульствами европейских государств, аккредитованными в Калининграде. Юные дипломаты и сами проводят приемы для профессиональных дипломатов.
Гимназия стала инновационной площадкой по реализации трех проектов: «Школа юного дипломата», «Уроки дипломатии», «Образование и дипломатия». В «Школе юного дипломата» проходят регулярные занятия по нескольким направлениям. Это политклуб, на заседаниях которого обсуждаются последние события внешней и внутренней политики России, клуб любителей современного кино, устраивающий просмотры и обсуждения фильмов, получивших признание на крупных кинофестивалях, и клуб переводчиков, участники которого переводят тексты, рассказывающие о достопримечательностях Калининградской области, на английский, немецкий и польский языки. А еще «Школа юного дипломата» - это интересные встречи с известными людьми - не только дипломатами, но и представителями бизнеса, искусства, власти. Такие встречи проводятся дважды в месяц на базе Представительства МИД России в Калининграде.
Проект «Уроки дипломатии» объединяет гимназистов два раза в год на весенних и осенних каникулах. Весной к ним присоединяются литовцы и поляки. Ученики, учителя, сотрудники музеев, представители законодательной власти совместно исследуют какую-либо проблему. Проект «Уроки дипломатии» включает несколько тем: «Дипломатическая миссия истории: роль фортификационных сооружений в историко-культурном ландшафте Калининградской области и приграничных регионов Литвы и Польши», «Дипломатическая миссия семьи: роль семьи в формировании гражданственности», «Дипломатическая миссия природы: памятники природы Калининградской области и приграничных регионов Литвы и Польши», «Дипломатическая миссия Балтийского моря» и многие другие.
- Татьяна Павловна, как это выглядит на практике?
- Изучая, например, первую тему, ученики ознакомились с фортификационными сооружениями и узнали, что располагается на их территории в настоящее время, установив историческую и культурную ценность этих объектов. При этом необходимо предложить, как эффективно можно использовать тот или иной памятник истории в будущем. Таким образом, мы учили детей не только анализировать ситуацию, но и креативно мыслить.
- Начиная с какого возраста ученики могут участвовать в проектах?
- В «Уроках дипломатии» - с первого класса. Просто задания детям разных возрастов даются посильные. Например, при изучении «Дипломатической миссии Балтийского моря» ученики старших классов исследовали экологические и энергетические проблемы стран Балтии, обсудили вопросы их взаимодействия. А малыши начальной школы в это же время знакомились со странами Балтийского региона, изучали столицы, флаги, гербы и национальные песни. «Школа юного дипломата», как и третий масштабный проект гимназии «Образование и дипломатия», рассчитана в большей степени на учеников старших классов. Большую помощь в реализации этих проектов нам оказывают представительство МИД России в Калининграде, аппарат уполномоченного по правам человека в Калининградской области, генеральные консульства Литвы и Польши в Калининграде, областной историко-художественный музей, а также информационное бюро Совета министров северных стран в Калининграде. При содействии областного Министерства образования и представительства МИД России была учреждена общественная кафедра «Образование и дипломатия». В планах кафедры - проведение ежегодного международного конкурса исследовательских работ учеников по истории российской дипломатии и истории международных отношений, а также организация международных молодежных проектов и методических семинаров для учителей по использованию обучающих и развивающих программ историко-дипломатической проблематики.
- Сколькими языками владеют гимназисты?
- Кроме английского, у нас обязательно изучение второго иностранного языка - польского, литовского, немецкого или французского. При этом мы считаем, что изучение языка невозможно без знания культуры и традиций его носителей. В рамках традиционной недели польской или литовской культуры гимназисты участвуют в конкурсах чтецов, на которых читают произведения на иностранном языке или их переводы, пишут диктанты, встречаются с интересными людьми. Многие мероприятия помогают организовать генеральные консульства Польши и Литвы, например, концерт студенческого хора Вильнюсского педагогического университета, выставки художников и фотографов или встречи с актерами-легендами, такими как Юозас Будрайтис. Кстати сказать, наша гимназия была инициатором создания летнего лингвистического лагеря в Польше для польских учеников, изучающих русский язык. А наши гимназисты, участвуя в международных проектах, посещают Германию, Литву, Польшу и Швейцарию.
- Татьяна Павловна, наверное, профиль гимназии накладывает определенный отпечаток на профессиональный выбор ваших выпускников?
- Конечно. Не случайно первое событие после набора в дипломатический класс - это торжественное «Посвящение в юные дипломаты», которое проводится в зале приемов представительства МИД России в Калининграде. Но наша основная задача вовсе не подготовка профессиональных дипломатов. Выпускники гимназии продолжают обучение в МГУ, СПбГУ, калининградских вузах по специальностям, связанным с бизнесом, журналистикой, лингвистикой, юриспруденцией. Используя традиции российской дипломатии как образовательный ресурс, мы стремимся сформировать тип личности, который можно назвать без преувеличения новым для России - воспитываем людей, способных реализовать себя в современном обществе, быть лидерами не только в дипломатической сфере, но и на любом другом поприще.

Калининград

Комментарий


Маргарита КОРОТКЕВИЧ, и. о. заместителя министра образования Калининградской области:

- В постсоветский период в нашей стране существовал идеологический вакуум. Естественно, эта ситуация отразилась на школе. Но именно в то время стали появляться школы инновационного типа и директора, воплощающие интересные идеи. Каждое образовательное учреждение выстраивало собственную систему, при этом всегда задавались некие общие ориентиры - это воспитание патриотизма, гражданственности, нравственности, ответственности. В Калининградской области сейчас много школ, имеющих уникальные системы воспитательной работы. Они стали социокультурными центрами своих территорий.
Большую роль в формировании воспитательных ориентиров для подрастающего поколения играют целевая программа Калининградской области «Молодежь», рассчитанная на 2007-2011 годы, образовательно-культурная программа «Мы - россияне», которая способствует приобщению детей и молодежи к российским культурным и историческим ценностям, а также региональный школьный курс «История Западной России. Калининградская область». Областное Министерство образования поддерживает инновационные школы. Мы всегда придерживались следующего принципа распределения финансов - деньги в обмен на обязательства. Средства на конкурсной основе получают те школы, которые реализуют проекты, направленные на повышение качества образовательных услуг и расширение участия общественности в разработке и реализации программ развития учебного заведения.