Выходов у школы, которая, как обычно, оказалась в роли бедной Золушки, ровным счетом два. Либо продлевать лицензию, но вряд ли в стране найдется множество учебных заведений, способных выложить за самый скромный пакет компьютерных программ около сотни тысяч рублей, и это с учетом скидок. Либо переходить на свободное программное обеспечение, техническую поддержку которого государство, как добрая фея, обещает оплачивать до 2013 года включительно. Оба варианта мало кому нравятся - денег нет, но и переучиваться в спешном порядке, переводить все наработанное за годы, документы в новый формат никому не хочется.
- Мы понимаем, почему переход на свободное программное обеспечение вызывает у людей такой протест, - говорит Станислав Филиппов. - Пятнадцать лет осваивали Windows, кое-как освоили, а теперь все нужно начинать сначала. Но другого пути нет: государство не может выкладывать огромные деньги за продление лицензий. При этом оно ведь не бросает учителей на произвол судьбы, а будет всячески поддерживать их и технически, и методически, пока они не освоятся с новым программным продуктом.
О том, что не так страшен черт, как его малюют, говорилось и в нескольких докладах «ИТО-Архангельск-2010». Так, по словам Андрея Агапитова, учителя каргопольской школы №2, где на базе лаборатории информационных технологий уже более четырех лет ведутся работы по изучению и внедрению СПО в учебный процесс, многие до сих пор судят о Linux, на базе которого и создано СПО, не зная его современных возможностей. А ведь графические и офисные пакеты, системы нелинейного монтажа видео, программы для создания анимации составляют вполне серьезную конкуренцию программам того же Windows. И если при работе в Windows значительная часть рабочего времени системного администратора уходит на бесконечную борьбу с вирусами, то с Linux таких проблем нет.
- Мы ознакомились со всеми общемировыми дистрибутивами Linux и выбрали OpenSUSE, - объясняет Андрей Альбертович. - И с
1 сентября 2010 года все ученики нашей школы изучают информатику и ИКТ, работая в этой системе. Она хороша еще и тем, что при переходе на нее пользователь Windows будет испытывать наименьшие неудобства.
В OpenSUSE имеется фирменная панель управления YaST, с помощью которой легко устанавливать программы и оборудование, настраивать локальную сеть и интернет-подключение, права доступа к ресурсам. Ответы на все вопросы можно легко найти в Интернете, так как это одна из самых распространенных Linux-систем в мире. В интернет-репозиториях есть огромный выбор ПО на все случаи жизни, которое обновляется очень оперативно.
Проблемы перехода на СПО не единственный вопрос, который успели обсудить участники конференции. Главное слово было предоставлено, конечно же, хозяйке - Архангельской области. Заместитель министра образования области Наталья Бубякина в нескольких словах обрисовала местную ИКТ-ситуацию со всеми ее плюсами и минусами. За четыре года число учеников на один компьютер сократилось с 32 до 11 человек. Ровно половина школ имеет свою программу информатизации. Все школы, интернаты и детские дома подключены к Интернету. Развиваются виртуальные сообщества учителей-предметников. 1,5 миллиарда рублей планируется потратить на программу «Электронная Архангельская область», которая будет запущена в следующем году. Это если о приятном. Но есть и менее радужные обстоятельства: низкое качество связи, стремительное устаревание техники, невысокий процент ИКТ-активных учителей. Впрочем, решения находятся: идут поиски новых провайдеров, предоставляющих лучшую связь на более щадящих условиях, пропагандируется опыт ИКТ-лидеров, разрабатывается система непрерывного повышения квалификации, организовываются все новые и новые сетевые сообщества и всевозможные конкурсы для продвинутых учителей. Хотя, что уж там, давно известно, что перебороть человеческую инертность - бич любой профессиональной сферы - куда сложнее, чем даже найти деньги. За примером далеко ходить не надо: Лариса Уварова, ректор Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования (где проходила конференция) рассказала, как уже не первый месяц выступает с предложением замкнуть все образовательные учреждения области в «цифровое кольцо». Чтобы не тратили люди ни времени, ни средств на командировки, которые в условиях местного климата часто бывают просто невозможны, а садились, когда нужно, перед компьютером, включали web-камеры и Интернет и обсуждали все вместе насущные вопросы, проводили совещания, слушали лекции или смотрели мастер-классы. Школы только «за», но многие чиновники, от которых зависит полноценная реализация проекта, не говорят ни да, ни нет. Вот и поди пойми их - то ли идея не нравится, то ли некогда разбираться, то ли просто лень...
 Много говорилось о том, что такое электронная школа, какой она должна быть в идеале и может быть на деле. Например, в лицее №17 города Северодвинска уже второй год работает система электронных дневников. Оценки, домашние задания, сведения о посещаемости доступны родителям и школьной администрации в любое время в режиме on-line. Сначала пользовались бесплатным сайтом www.ballov.net, но, как объяснил заместитель директора по УВР Юрий Гнедышев, этот ресурс не очень надежен: во-первых, там слишком много рекламы, во-вторых, сайт часто не работает и не предполагает никакой технической поддержки. С первого сентября электронные дневники были переведены на платный портал www.schoolconnect.ru. За сто рублей в месяц родителям гарантированы sms-оповещение об успехах детей, а также возможность видеть, какое место занимает их ребенок в общем рейтинге учеников. На электронный режим работы перешла и школьная столовая. Положив деньги на именную пластиковую карту, мамы и папы могут быть уверены, что ребенок истратит их исключительно в школьной столовой, а не спустит на вредные чипсы или на что-нибудь и того хуже. В будущем и тут планируется ввести sms-оповещение родителей о том, что именно съело их чадо на завтрак и обед. В программу «Электронная школа» входят также установка турникетов на входе и видеонаблюдение. В столовой лицея оно уже ведется, на очереди раздевалка и коридоры.
К сожалению, принять участие в заседаниях всех десяти секций «ИТО-Архангельск» и параллельно обсуждать вопросы использования ИКТ в управлении школой и в учебном процессе, в дошкольном образовании и в библиотечном деле, в работе психологов и в занятиях с одаренными детьми невозможно. И посмотреть, как разные педагоги поставили себе на службу новейшее оборудование, какие возможности из него выжимают, тоже не всегда получается. Деловым, но в то же время, пожалуй, самым трогательным оказался мастер-класс Татьяны Леонтьевой, учителя архангельской коррекционной школы №31. Ее воспитанники, страдающие глубочайшими нарушениями интеллекта, за несколько лет планомерной работы с компьютерными развивающими программами начали если не говорить - все-таки чудес не бывает, - то хотя бы звукоподражать. Добиться этого традиционными, «бабушкиными» способами было бы либо вообще невозможно, либо, по признанию учителя, на это ушло бы гораздо больше времени. Еще не так давно компьютер был для Татьяны Анатольевны чем-то сродни адронному коллайдеру - далеким, таинственным и из другой жизни. Но довольно быстро освоив его и раскусив все прелести, теперь уже она мечтает научиться писать собственные анимированные программы.