- Дети всегда хорошие, всегда разные, - считает Людмила Ивановна. - Кто-то, поставив цель, напрягается на контрольных, участвует в олимпиадах. Он более продуктивен в учебе. Кто-то, даже поступив в класс с определенной специализацией, не до конца в ней уверен, что влияет на результат. Но есть одна общая проблема. К нам приходят в основном после восьмого и девятого классов. В обычной школе сейчас сокращены часы по биологии, исходный уровень знаний стал ниже, чем раньше. Для того чтобы успешно изучать и понимать общую биологию, особенно такие темы, как генетика, эволюция, экология, нужно иметь прочную базу по ботанике, зоологии и анатомии. Мы организовали факультативы для выравнивания знаний.
- Вы употребили слово «продуктивен». Это для вас критерий оценки школьника?
- Критерий важный, но не клеймо. Дети меняются: поначалу один занимался увлеченно, потом переориентировался на другие предметы, зато второй «созрел» и усердствует. Речь идет не только о знаниях, но и об их использовании. Уметь рассуждать, сравнивать, обобщать, отстаивать свое мнение. Верное оно или ошибочное, но нужно стараться его доказать (в истории науки случалось, что понятия «верно» и «неверно» менялись местами). Дискутировать со своим оппонентом, но не кричать «ты дурак, не понимаешь», а выдвигать аргументы.
Дети заставляют смотреть по-новому на многие стороны современной жизни. Они учатся, и мы вместе с ними. Приходят к нам желторотыми воробышками, а к концу одиннадцатого класса становятся разумными людьми. Как я говорю: приходят просто homo, а уходят homo sapiens.
- Людмила Ивановна, ваши коллеги подчеркивают одну вашу особенность: стремление быть в курсе последних новинок...
- Постоянно приходится держать себя в информационном тонусе, не расслабляться, полагаясь лишь на учебник. В лицее существует система послеурочных консультаций. Несколько раз в неделю педагог выделяет время, когда ребенок может подойти со своими вопросами: что-то не понял по учебному курсу или появился вопрос за границами программы. Если могу, отвечаю сразу. Иногда говорю честно: «Дайте мне время, я должна подумать, поискать ответ».
- Есть ли у вас любимые темы в учебном курсе?
- Есть, цитология.
- Вы даже заулыбались, когда произносили это слово!
- Потому что это и есть чистая наука, без политической подоплеки. Она быстро развивается, появляется много нового материала, но никто не пытается проникнуть в данную сферу с определенной идеологией. А вот тему «Происхождение человека», например, я люблю меньше и предпочла бы не разбирать ее в школьном курсе, пощадив сознание верующих.
- Педагогику тоже нельзя назвать свободной от общества. На качество образования влияют чуждые чистой педагогике понятия - финансы, имидж профессии...
- Всегда есть люди, выбирающие профессию потому, что она им нравится, подходит. Но это не массовое явление. Сегодня говорят о необходимости омоложения педагогических кадров. Разве это возможно, если оплата труда не соответствует трудовым вложениям. Учитель вынужден брать дополнительную нагрузку, а времени работать над собой и просто жить, получая удовольствие, не остается.
- Людмила Ивановна, вы относите себя к числу тех, кто выбрал профессию, потому что она вам нравится, без влияния социальных стереотипов?
- Да, хотя я пришла в систему среднего образования в результате стечения и субъективных, и объективных обстоятельств. В детстве мы любили играть в школу. Меня всегда влекла роль учителя. Недаром говорят, что люди уже в детском возрасте знают свое предназначение. Чем меньше факторов влияния, тем чище это знание.

Екатеринбург