Напомним, что исследование PISA, которое проводится Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) раз в три года, направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности 15-летних подростков применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Основными областями для оценки образовательных достижений в 2009 году были «грамотность чтения», «естественно-научная грамотность» и «математическая грамотность». В исследовании приняли участие 65 стран мира, в том числе 213 образовательных учреждений из 45 субъектов РФ.
По уровню читательской грамотности (по определению PISA, это «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни») россияне заняли 41-43 места среди школьников 65 стран. Средний результат наших подростков составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493). А самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся Шанхая (города центрального подчинения Китая), которые, кстати, впервые приняли участие в исследовании PISA в 2009 году: у них - 556 баллов. За ними идут школьники Республики Корея (539 баллов) и Финляндии (536 баллов).
По результатам исследования математической грамотности Россия тоже среди отстающих. Средний балл российских школьников составил 468 (по странам ОЭСР - 496), что соответствует 38-40 местам в общем рейтинге. Наивысшие результаты показали учащиеся Шанхая со средним баллом 600, Сингапура - 562 балла, Гонконга (Китай) - 555 баллов.
В области естественно-научной грамотности 15-летние россияне со средним результатом 478 баллов заняли 37-40 места среди школьников 65 стран. В лидирующей группе оказались учащиеся Шанхая со средним баллом 575, Финляндии - 554 балла, Гонконга - 547 баллов.