Так кто же такой концертмейстер? В чем заключается его работа? Если покопаться в словарях, то можно встретить значение, пришедшее к нам еще в ХVIII веке из немецкого языка: первый скрипач - солист симфонического оркестра. Второе значение: музыкант, возглавляющий одну из струнных групп оркестра. Ищем дальше... А вот что нам нужно: музыкант-аккомпаниатор, разучивающий партии с исполнителями и аккомпанирующий им в концертах. В быту, на мой взгляд, более понятно слово «аккомпаниатор». Именно это определение и выражает значение работы концертмейстера.
Ты можешь быть пианистом, баянистом или аккордеонистом - концертмейстеры нужны везде: в музыкальных школах и в детских центрах, в училищах и высших музыкальных заведениях. В общем, всюду, где есть музыка! Ты можешь аккомпанировать скрипке, гитаре, народным инструментам, вокалистам, хору, аккомпанировать хореографам, балетмейстерам (что уже будет свидетельствовать о немалом опыте и мастерстве).
Объясняем еще проще. Скажем, я разговариваю с мальчиком или девочкой:
- Вот представь себе: поет хор ребятишек, а я играю в этот момент на фортепиано. Я создаю музыку, какой-то образ, а ребята поют, причем не сами по себе, они слушают меня, а я слушаю их. Мы играем в ансамбле.
Надеюсь, ребенок меня поймет... Ну взрослый-то точно!
По сути, концертмейстерство - самая распространенная профессия среди пианистов, ведь не каждый хочет становиться преподавателем. А став концертмейстером, разучивая партии с ребятами, иллюстрируя им музыку, общаясь с детьми, участвуешь в учебном процессе, наравне с педагогом приобщаешь детей к прекрасному, открываешь им дорогу в мир музыки.
Чтобы быть успешным в любом деле, нужно иметь для этого определенные характеристики. Банально, но верно. Не буду сильно углубляться в профессиональную сторону, скажу лишь, что главная задача - слышать («иметь уши», как любят выражаться преподаватели на музыкальном жаргоне) и быть хорошим пианистом, дающим сольные концерты, не означает быть априори толковым концертмейстером. Там ты солист, на тебя устремлены все взгляды и внимание. Выступая же в ансамбле, солист - не ты. Но ты должен прежде всего помогать музыканту, с которым выступаешь, будь то скрипач или вокалист. Все приходит с опытом и желанием.
Есть одна замечательная хоровая капелла мальчиков в зеленоградском детско-юношеском центре «Орленок», организаторы которой и пригласили меня еще несколько лет назад. Тогда я еще был студентом музыкального училища, теперь вот Владислав Валерьевич, говорят, неудобно как-то звучит, язык можно сломать, но я так не считаю! Работая с этими людьми все это время бок о бок, понимаешь, что энтузиазм есть начало всего. Набор детей идет уже с дошкольного возраста, а плоды пятилетнего существования капеллы иллюстрируются многими победами в конкурсах, в том числе и международных, выступлениями в Московской консерватории.
Многому учишься у преподавателей, с которыми работаешь в тандеме. Не только мастерству, но и умению общаться с детьми (хотя быть психологом - это и есть главное умение). Видишь, насколько же все дети разные, и, чтобы организовать занятие, нужно найти ключик ко всем, так сказать, заинтересовать. Соблазн со стороны детей «сесть тебе на голову» очень велик, вот тут и проявляется терпение. Гораздо интереснее, пусть и сложнее, разговаривать с детьми, ведь научившись понимать ребенка, учишься находить общий язык со всеми.
Многие родители стараются с раннего возраста «запихнуть» своих детей в разные кружки, секции, дабы не болтались по улицам. Так вот отнюдь не худший вариант, на мой взгляд, отдавать свое чадо в мир музыки, нравственно воспитывать его с раннего возраста.
...Наступает день очередного концерта. Я за роялем, выходит дирижер, открывается занавес. На сцене детки, все одетые с иголочки, бантики на рубашечках. Дирижер взмахивает рукой, вступает хор, родители счастливы. Знали бы они, как их «сокровища» вели себя за кулисами еще 5 минут назад, казалось, концерт начнется уже там, только из криков, впрочем, к этому тоже привыкаешь. Зато потом, после концерта, остается чувство удовлетворенности.
Дисциплина учащихся, будь то общеобразовательная школа или Дворец творчества, конечно, всегда будет оставаться проблемой. Все слышали о «сложных детях», но только став педагогом, понимаешь, насколько непросто справляться с ними. Ведь есть семьи неблагополучные, в которых детьми не занимаются, чтобы привлечь к себе внимание, ребенок начинает вести себя из рук вон плохо, срывает занятия. Это один из примеров, таких множество. Ну и, конечно, нельзя обойти стороной оплату труда учителей. Можно сказать, мол, грех тебе жаловаться - в Москве работаешь. Думаю, если бы программа «Молодой специалист» существовала не только в столице, то приток людей в сферу образования был бы гораздо выше. Ведь молодежь надо поддерживать, а поощрением и стимулом всегда была финансовая сторона (как ни крути, но меркантильные запросы в нашей жизни всегда будут оставаться насущными). Я не знаю статистики, но смею предположить, что за последние лет десять в сферу образования вливается все больше молодежи, потому что растет заработная плата, есть премии, а также 50-процентная надбавка молодым специалистам играет свою роль. Но, к сожалению, я могу говорить об этом только применительно к Москве. Собственно, думаю, что таким образом и можно повысить значимость и престиж педагогической профессии.
- Ну как тебе нравится твоя работа?
- Мне очень нравится, не жалуюсь. Но ты знаешь... Вся жизнь - это поиск!