«У школьного учителя не работа, а сплошные игры в прятки. Сперва от него прячутся ученики. Когда приходит время платить за учение, прячутся родители учеников. Когда же родителям захочется проверить, чему научились их балбесы, прячется сам учитель», - написал Миямото Мусаси. У нас большая ответственность за свои действия, ведь ошибки педагогов стоят столько же (если не больше), сколько ошибки полководцев. Одно неправильное слово или действие учителя может навсегда отбить желание учиться у ребенка или ожесточить его сердце. Ответственность перед родителями ученика, контроль с их стороны, контроль со стороны руководства, контроль за самим собой - это ли не минус!?
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик», - считал Лев Толстой. Ненормированный рабочий график, подготовка к каждому уроку, обдумывание каждого слова и каждого жеста - все это труд, труд тяжелый и ответственный. Но без него (труда этого) интересного и познавательного урока не получится.
«Сколько обдуманности в словах и задачах, сколько напряженного внимания, сколько привычки требуется со стороны учителя, чтобы занять на весь урок 20 или 40 еще не окрепших, рассеянных детских голов», - был убежден Константин Ушинский. Каждый урок требует максимум сил и внимания со стороны педагога. Каждая минута должна быть наполнена смыслом. Каждый ребенок должен чувствовать на себе внимание учителя. Это отнимает огромное количество душевных и физических сил. Часто после рабочего дня преподаватель чувствует себя выжатой тряпочкой и сил ни на что больше не хватает. Иную педагогическую нагрузку в самом деле можно сравнить только с космическими перегрузками.
Часто наш труд проходит незамеченным. Успехи и призовые места принимаются как должное, а громадные скачки (в профессиональном развитии) слабых учеников сравниваются с малюсенькими шагами сильных и ставятся на одну линию. Да и вообще, как сказал Виктор Кротов: «Педагогика - это неблагодарная профессия, все успехи которой можно приписать природе, оставив педагога отдуваться за все неудачи подопечных».
Но успехи учеников, призовые места в конкурсах - что может быть приятнее для преподавателя? Осознание того, что твоя работа не пропадает даром, наверное, самое замечательное в нашем труде. Мы учим детей, а дети учат нас, и это прекрасно! Чувствовать себя причастным к судьбе мира и к судьбе других людей, своими руками, умом, голосом, творчеством создавать свое же будущее и будущее учеников - разве это не окрыляет? Любимая профессия позволяет забыть о недомогании, неурядицах и суете внешнего мира. Учить детей и не любить их невозможно. Учить детей, любить их и не любить свою профессию тоже не возможно. Из этого можно сделать вывод, что все мы занимаемся любимым делом, а значит, все мы счастливы.
Итак, что же получается? Количество минусов превышает количество плюсов, но, как я и предполагала вначале, плюсы значительнее и весомее. Есть надежда, что со временем минусов будет становиться меньше и меньше, плюсов все больше и больше и они будут все весомее. Мы воспитываем и обучаем детей, и если мы делаем это хорошо, то сам мир становится чуточку лучше.