Придя из университета в школу, я, как молодой специалист, получивший новые современные знания в хорошем университете, считала, что смогу найти подход к детям. «Сотрудничество и партнерские отношения с детьми - вот залог успешного преподавания!» - думала я. Ведь нас учили так: строя взаимоотношения с ребенком путем сотрудничества, можно добиться его расположения, и он заинтересуется вашим предметом. Может быть, это и так, но я никак не могу вспомнить, где описаны способы построения партнерских отношений на практике. Может быть, конечно, у меня память плохая, но вспомнить способы построения контакта с детьми на практике я тоже не могу. Один из самых больших шипов педагогического процесса - трудно применить знания, полученные в институте на практике. Учиться на педагога мало только в институте, учиться быть педагогом необходимо всю свою профессиональную жизнь. С каждым ребенком, с каждым классом педагог развивается профессионально и личностно. Каждая неудача ведет за собой успех, успех на одном уроке может привести к неудаче на втором. Шипы сменяются розами, розы - шипами.
Я работаю преимущественно в средней школе - с 5-ми, 6-ми, 7-ми классами. Но совсем недавно меня поставили на замену в 1-м классе, до тех пор пока не выйдет их классный руководитель. Я должна проводить с группой продленного дня два урока раз в неделю. Честно сказать, пошла на урок, рассчитывая, что все пройдет легко; это же не подростки, подумала я, им будет интересно играть, они меня будут слушать. Но мое представление быстро изменилось. Я так устала за два урока с первоклассниками, как не уставала за всю неделю работы с подростками 6-х, 7-х классов. Это были такие маленькие, но колючие шипы. Но особо умело показывал свои шипы мальчик Петя (имя изменено) - он абсолютно не реагировал на мои замечания даже тогда, когда я к нему подходила, делал вид, что не слышит меня. Он имел склонность незаметно выходить из класса, убегать, не заходить в класс по просьбе. Особенно он любил убегать и прятаться во время обеда. Заметив это, я в один из дней попросила Петю быть моим главным помощником в столовой. Он согласился. В столовой Петя быстро поел и начал помогать убирать со столов, но со столов не только своего класса, а всех. Он делал это с таким старанием, энтузиазмом, все время привлекал мое внимание, чтобы я посмотрела, как он помогает. Он брал тарелки у меня из рук и сам относил их. Мне было приятно иметь такого помощника. Правда, когда все дети поели и я попросила его пойти в класс со всеми, он сказал, что не уйдет, пока не уберет во всей столовой. Отведя всех детей в класс, я спустилась за ним. Он заканчивал убирать, его похвалили все работники в столовой. Когда мы шли в класс, он спросил: «Я хороший помощник?» Я также похвалила его. Со спокойной душой мы пошли в класс, весь следующий урок он играл вместе со всеми ребятами и вел себя замечательно. Тогда я подумала, что все-таки не зря решила работать в школе, потому что, если к каждому ребенку найти подход, можно оказаться в прекрасно цветущем саду, где каждый цветок будет радовать тебя и заставлять чувствовать себя немного счастливее!
Может быть, кто-то задаст вопрос, где в этом примере шипы и роза именно педагогического процесса. Что ж, этот пример, может быть, и не слишком ярок, он не описывает процесса обучения, но если вспомнить о том, что залог успешности педагога и педагогического процесса в построении партнерских отношений и сотрудничества с детьми, то этот пример (для меня) стал прекрасной иллюстрацией шипов и роз. Я применила на практике и реализовала то, что казалось для меня острыми шипами, которые превратились в прекрасные розы. Думаю, что многие трудности, которые в начале работы кажутся шипами, со временем, с практикой, с опытом превращаются в розы.