Собственно, творчество начинается там, где начинается вдохновение. Поэтому у многих творческих людей есть свои способы, как достигать вдохновения. Часто они просто много работают в надежде, что рано или поздно вдохновение появится, тогда, может быть, получится что-либо интересное. У писателя Юрия Олеши было даже такое правило: «Ни дня без строчки». Есть другой способ, на мой взгляд, более эффективный. Нужно научиться любить то, что ты делаешь. Или, наоборот, делать то, что любишь. Вот тогда человек от самого процесса получает наслаждение. Это и есть творчество. А если вы что-то действительно любите делать, то ждать вдохновения не нужно. Оно уже здесь. Вдохновение фактически та же любовь, масло, которое подпитывает светильник, и огонь, который светит во тьме.
Весь мир, в котором мы живем, подобен прекрасной розе, которой можно любоваться и восхищаться! Но стебель розы покрыт шипами. И если вы неумело и неосторожно возьмете цветок, то он исколет вам руки, принеся боль и страдания. Уколы шипов могут быть так болезненны, что красота цветка может восприниматься, как чудовищное уродство. Мир может показаться непривлекательным и мрачным местом, но ведь одновременно мир - это удивительное и прекрасное творение!
Я думаю, если человек что-либо или кого-либо не любит, то лишь от непривычки или от непонимания. Чтобы что-то полюбить, нужно открыть в этом приятные и полезные стороны. Но чаще, к сожалению, бывает совсем наоборот. Родители отбивают у своих детей любовь к искусству, из-под палки заставляя их ходить на уроки музыки. Неумелые педагоги отбивают у учеников любовь к самому процессу обучения. А ведь познание может быть интереснейшим и увлекательнейшим делом! Например, обычный урок чтения во втором классе по теме «Русская народная сказка «Лиса и тетерев» может превратиться в театральное представление с костюмами и декорациями. А самое главное, что это произойдет по инициативе самих учеников! Даже дети, испытывающие трудности с чтением, с удовольствием включатся в работу, чтобы иметь возможность поучаствовать в представлении!
Истинное вдохновение приводит к любви. И красота розы становится реальной и вполне осязаемой. Любовь к детям, желание работать с детьми, любовь к предмету и желание привить ее учащимся наиболее часто выступают мотивацией педагогической деятельности, направленностью учителей именно на педагогическую профессию. Любить детей надо такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого. Понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей - значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, учитель сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
Необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда сложа руки педагог с надеждой ожидает, что ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
Учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни. Учиться с увлечением и охотой ребенок будет в том случае, если педагог вовлекает его в разнообразную деятельность, в которой он сам добывает знания, проводя опыты, свободно высказывая свои мысли или впечатления. Педагогический процесс должен постоянно поощрять сознательную самостоятельную учебно-познавательную деятельность, побуждать детей к сотворчеству, сотрудничеству с учителем. Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни. Урок должен обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться о том, каким они хотят сделать урок или же каким он получился и т. д. Суть этих минут заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать ребятам положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они могли прийти в школу.
Текст, который написал человек, любящий писать, делающий это с вдохновением, принципиально отличается от текста, написанного без любви. Даже если последний и грамотнее, и умнее, и выглядит солиднее. Лишь вдохновение способно зажечь, родить новое вдохновение. Лишь вдохновение способно привести к любви.