Ритм был четкий и громкий. Я прислушалась. Тут резко ворвался ветер и принялся сносить все в моей комнате. Ворохом полетели со стола тетрадные листы, фотографии, открытки, приготовленные для урока. Вскочив, я подбежала к окну и с немалым усилием закрыла его. На улице было очень пасмурно, небо скрылось за темно-серыми тучами, деревья наклонились до земли, будто в поклоне, а из-за постоянно стекавшей по стеклу воды люди на тротуарах казались кривыми и смешными, как в любимом детском аттракционе. Мне вспомнилось мое детство, как я любила лазить по лужам, мокнуть под дождем, играть во дворе с мальчишками и приходить домой с ног до головы грязной, но наигравшейся вволю. В то время я была такой же маленькой, как дети, с которыми мне завтра предстоял первый урок. Я вспомнила себя в школе - как любила отвлекаться и даже разговаривать, потому что училась на пятерки, делая все задания быстро, как мне было скучно ждать остальных. Когда получала четверку, помню, пряталась где-нибудь ото всех и беззвучно ревела, размазывая слезы по щекам. Успокоившись, дулась на себя и ругала мысленно.
- Почему же такая непогода сейчас? - задумывалась я, помышляя о завтрашнем уроке. А память снова уносила меня в детство.
Не зря говорят, что время летит. Люди ходят, машины ездят, а время летит, но не так, как птицы и даже самолеты, а в миллион раз быстрее. Кажется, что вот только вчера был выпускной вечер, я стояла в красивом кремовом платье, получая аттестат. Мне жали руку, поздравляя, напутствуя. И вот уже я сама учитель и завтра мой первый урок.
После школы все встают перед выбором - где учиться дальше? Я ни минуты не раздумывала, зная, что очень люблю детей. Поступила в педагогический колледж, а затем и в институт. Там меня многому научили, я узнала, что такое педагогика. Но почему-то все равно страшно идти на первый урок. Каким он будет? Как примут меня мои ученики?
Я уже давно легла, но по-прежнему не могла уснуть: мысли были там, в школе. Я педагог. Это такая ответственность и в то же время счастье - дарить ребенку свои знания, внимание, тепло...
Не помню, когда погрузилась в сон.
Рано утром, запищав, меня разбудил будильник. От дождя на стеклах не осталось и следа. Солнечные лучи помогали проснуться. На улице было сухо и ясно. Настроение поднялось. Уверенность окрепла. Выпив любимого кофе со сливками для еще большего поднятия тонуса, я поехала на работу.
По дороге в школу меня опять терзали сомнения: понравлюсь ли детям, как они меня встретят? От волнения колотилось сердце.
Вот вдалеке между девятиэтажками показалось школьное здание, донеслась мелодия песни «Учат в школе». Площадь перед школой была запружена людьми - детишками и взрослыми. У всех букеты - такие большие, что у некоторых не было видно лиц. Этот день по праву можно называть днем цветов.
Среди этого разнообразия лиц и красок я не сразу разыскала своих детей. Мы еще не были знакомы. Мое появление на них никак не повлияло. Одни продолжали стоять как завороженные в ожидании чуда, держась за руку мамы или папы. Другие о чем-то шептались. Третьи, будучи предоставленными самим себе, хулиганили в отсутствие родителей, толкали друг друга и кричали. Когда я представилась (от волнения тихо), то кто-то из хулиганистых мальчишек не расслышал и громко спросил: «А кто это?» Мне стало неловко. Так началось мое знакомство с детьми.
Придя в класс, детки покидали цветы на учительский стол и стали заниматься своими делами, словно не было звонка на первый урок. Несмотря на это, я начала рассказывать детям о себе, но они не слушали. Тогда, повысив голос, стала делать замечания, но шум в классе только усиливался, ученики продолжали заниматься своими делами. Кто-то кидал ручки, карандаши, кто-то бегал по классу, играя в догонялки. То есть почти все не обращали на меня никакого внимания.
Я не знала, что делать, вышла из класса, чтобы не расплакаться перед своими собственными учениками, на своем собственном первом уроке! В коридоре немного пришла в себя, но не сразу поверила, что это происходит со мной. Я думала, что все будет по-другому.
Из кабинета ко мне вышла девочка с любознательными глазами (как потом оказалось, отличница) и сказала, как взрослая:
- Это они вас так проверяют. Главное - выдержать первый день.
Услышав такое, я призадумалась и поняла, что нужно сделать что-нибудь неординарное. Тогда, подождав, когда за девочкой закроется дверь, натянула на лицо улыбку, поправила и без того красивую прическу и, высоко подняв голову, вошла в класс.
Дети сходу заметили во мне перемену, враз замолчали, стали переглядываться, ожидая моих дальнейших действий.
Я выдохнула и объявила:
- Ребята, сегодня урока у вас не будет!
Дети закричали:
- Ура!
- Но есть одно условие, - продолжила я. - Урока не будет, если кто-нибудь сможет провести его вместо меня. Согласны?
- Да! - пронеслось в ответ множество голосов.
Они начали совещаться, но особо не шумели.
Первым вызвался провести урок ученик, считавшийся лидером среди мальчишек. Уверенной походкой он вышел к столу учителя и стал рассказывать шутки, кривляясь при этом.
Я не вмешивалась и наблюдала за реакцией класса.
Детям стало надоедать кривляние, одна из девочек сказала «учителю»:
- Уходи. Ты ведешь себя как ученик, а не как учитель.
Я спросила у детей, согласны ли они с утверждением? Все хором подтвердили, «учитель» в недоумении сел на место.
За ним вышел второй претендент. Я попросила его назвать тему урока. Тот безнадежно задумался.
- Так что же ты за учитель, если не знаешь, о чем твой урок? - спросила я.
Дети и тут оказались на моей стороне - одобрительно зашумели, прогоняя псевдопедагога.
На место учителя вызвалась девочка с высоким хвостом длинных волос и с большими умными глазами. Она предложила свою тему, но дети не стали ее слушать, так как таких тем не бывает.
Для третьего конкурсанта я сама предложила тему урока и объяснила, что существует программа, по которой работают учителя, что нельзя придумывать темы из головы. «Преподавателю» предстоял конкретный рассказ по конкретному вопросу. Он долго молчал, силясь сказать хоть что-нибудь существенное. Молчание затянулось, мальчик вернулся на свое место.
С каждым новым выходом кого-то из детей я стала замечать, что внимание класса ко мне увеличивается, учащиеся больше наблюдали за моей реакцией, нежели за одноклассниками. Постепенно ученики начали соглашаться со мной, определять ошибки товарищей и анализировать их.
После очередной безуспешной попытки ребят заменить учителя я посмотрела на часы и увидела, что до конца урока осталось пять минут. Я предложила детям сделать вывод из всего увиденного и услышанного на уроке: какие знания нужно иметь педагогу, как следует начинать и вести урок, насколько это сложная профессия и как важно иметь контакт между учениками и учителем.
На следующий день урок у нас прошел на радость и мне, и учащимся. Никто из ребят даже не пытался нарушать дисциплину и тем более спорить с педагогом. С тех пор я всегда шла на работу, не испытывая страха, заранее зная, что увижу горящие от нетерпения глаза детей, которые хотят знаний и понимают, как важен труд учителя. В ответ на такое старание я проводила уроки как можно интереснее и живее, совсем не замечая, что этим тоже воспитываю их.
Прошло какое-то время, наступил профессиональный праздник учителей. Все школьники поздравляли своих педагогов, преподавателей. Не оставили в стороне и меня - тесно было на моем столе от букетов. Среди охапок особенно выделялись розы. Я посмотрела на их нежные розовые лепестки и колючие стебли, подумала: как хороши розы, которые не укололи тебе рук, а подарили праздник, который ты заслужила, дав себе и детям урок на всю жизнь!