Школа очень похожа на театр. Особенно когда опоздавшие на урок говорят: «Но ведь был только первый звонок, предупредительный». И невольно приходит сравнение с театром, в котором три звонка.
А иногда школьный урок - это театр одного актера: когда весь класс либо не готов к уроку, либо упорно не понимает, о чем идет речь на самом уроке. Каждый учитель в чем-то актер, а его сцена - сравнительно небольшое пространство - класс.
Сентябрь
Почему все дети на одно лицо? И почему в двух разных классах одной параллели две одинаковые девочки? (Выяснить.)
Октябрь
Почему у мальчика из 6-го класса постоянно разные дневники? В одном только мои пятерки, в другом только мои двойки. Ответ нашла практически сразу: перепутал дневники и тот, что с пятерками, принес в школу.
На день учителя подарили кактус. К чему бы это?.. (Выяснить.)
Ребенок в 5-м классе был уверен - ординарный человек тот, у кого много орденов. Долго объясняла, что это не так. Чуть не запуталась сама.
Ноябрь
Войдя в кабинет, обнаруживаю, что испуганный хомячок мечется по клетке, на полу красками нарисованы домик и цветы, куда-то пропал мел, как-то странно выглядят цветы в горшках на подоконнике, особенно крупная пальма, на которой остались только самые мелкие листики. После тщательного поиска листики были обнаружены в книгах в качестве будущего гербария. И все это за рекордные пять минут...
Подвожу итоги:
- кактус подарили просто так, не нашли других цветов;
- одинаковые девочки - двойняшки; в разных классах потому, что, по заверениям мамы, горе тому учителю, у кого в классе они окажутся вместе;
- постоянно на уроках литературы грызут ручки - оказывается, после этого урока обед;
- если же бегают по классу после звонка на урок, значит, до этого была физкультура;
- не могут сидеть смирно и все время что-то комментируют словами, которые непонятны для вас, - не отошли от урока иностранного языка.
Декабрь
Посещают мысли о том, что еще полгода, и все. Никогда человек, не работающий в школе, не бывает так весел под Новый год, как учитель. Приходит смирение, все встает на свои места. И думаю, что добрая половина жизни - это бесконечный урок. Урок, на котором мы, учителя, тоже учимся у детей доброте, пониманию, хитрости, строгости. Эти маленькие колючки когда-нибудь обзаведутся прекрасными цветами.
Январь
Урок литературы. Все внимательно меня слушают.
«Сентиментализм - течение в европейской литературе и искусстве 2-й половины XVIII века, подготовленное кризисом просветительского рационализма. Доминантой человеческой природы сентиментализм объявил чувства, а не разум».
И вдруг с самой первой парты: «Любовь Анатольевна, а вы сейчас с кем говорили?»
Февраль
Школа еще так похожа на театр потому, что мы, учителя, прежде чем начать урок, просим детей выключить мобильные телефоны. Значит, объявление, которое повесила на двери при входе в класс, ни к чему не обязывает...
Март
В классном спектакле доброй волшебницей хочу и могу быть только я. Никогда не думала, что стану похожа на героиню анекдота.
Апрель
Не могу понять, на что больше похожи сочинения десятого класса по «Преступлению и наказанию» Ф.М.Достоевского - на записки сумасшедшего или на конспект лекций заядлого прогульщика-студента.
Май
Находясь на финишной прямой, понимаю, что летних каникул больше всего ждут не дети, а учителя. Несмотря на плодотворное сотрудничество, хочется друг от друга отдохнуть. А им, этим вечно энергичным детям, не хочется расставаться, и под конец месяца они тянут меня на какие-то экскурсии, сами просятся к доске и чуть не плачут, если их не вызываешь. Только теперь понимаешь, что они многому научились, что многому им предстоит научиться и, самое главное, что у этих маленьких колючек все же есть прекрасные цветы, которые они стремятся показать...
Лето
Школа - это вечный театр, к которому нужно относиться с юмором. Учитель - это необратимый диагноз, так как желание поучать и наставлять не исчезает. Ученики не только материал для обучения, но и мои учителя...