​Екатерина НОВИКОВА, учитель физической культуры школы №1652:
- Мы используем информационные технологии во внепредметной деятельности. Помимо основной деятельности учителя физической культуры я выполняю обязанности начальника добровольной пожарной охраны, классного руководителя, под моим руководством учащиеся участвуют в районных и окружных спортивных соревнованиях. Наш клуб юных пожарных существует третий год. Я вспоминаю первые шаги в этом направлении и всегда хочу себя спросить: «Как же я раньше не думала о том, что подготовку к конкурсу по пожарной безопасности можно сделать более интересной и продуктивной?» Ведь раньше у нас были карандаш, бумага и учебник, а сейчас Интернет, создание презентационного сопровождения. Все это приятно, удобно, но отнюдь недостаточно для того, чтобы сформировать у ребенка новые компетенции, потому что пока у компьютера стоит учитель, компетенции формируются у него. Мы пытаемся освоить все сразу, а знакомство с новыми возможностями идет от решения конкретной практической задачи. Надо сказать, что дети принимают активное участие в обмене необходимой информации, то есть передача знаний идет не только по направлению «учитель - ученик», но и «ученик - ученик» и «ученик - учитель». Все учатся от всех. Использование ИКТ на занятиях клуба юных пожарных приносит нам отличные результаты.

Валентина ОЗИМОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №340:
- Наша школа обычная, она удалена от центра города, возможности у нас весьма скромные, хотя в актовом зале и стоит цветозвуковая мультимедиааппаратура, в освоении которой нам помогают выпускники. Такая аппаратура обязывает учителей быть эрудированными и компетентными во всех отношениях. Компьютерный класс в нашей школе существует с 1985 года, однако задача по освоению всеми педагогами информационных технологий всерьез была поставлена только в последнее время. Возраст педагогов около 50 лет, обучаться всем было сложно, тем не менее у нас многие овладели этими новыми технологиями, была разработана специальная программа информатизации школы. Мне, как завучу, приходится работать со всеми теми программами, которые нам предлагает окружное управление образования, например с программой статистической отчетности, сбора отчетных данных, управления школой и другими.

Светлана АРТЕМОВА, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе школы №1284:

- Говоря о своей работе с информационными технологиями, я всегда отмечаю, что она совместная с Ольгой Тыркиной. Ольга Сергеевна четыре года была классным руководителем класса, который в этом году я взяла как пятый. С помощью родителей мы создали сайт - это наша самая главная разработка, так как накопилось много материалов. Все наработки, все презентации были выложены на сайт. Я ознакомилась с обязанностями администратора сайта и уже многое могла делать сама. Тот, кто заходит на сайт, должен зарегистрироваться, а мы уже решаем, допускать или не допускать его к нашим материалам.

Елена МОРОЗОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №1950 с углубленным изучением английского и французского языков:
- В нашей школе одно из направлений экспериментальной работы - создание модели информатизации. Для нас создание сайта - новая форма для создания цифрового портфолио школы. Начиная работу, мы знали, что наши кадры имеют базовую ИКТ-компетентность, что в нашей школе создана информационно-интегрирующая среда, есть свободный доступ в Интернет в каждом кабинете, есть локальная сеть, мы имели опыт работы старшеклассников с интернет-технологиями. Теперь перед нами была поставлена задача - через наличие школьного сайта найти путь формирования современного учащегося, владеющего инновационными технологиями. Все учителя прошли обучение по тому направлению, где им пока не хватает навыков. Мы провели обучение каждого учителя в школе, и теперь каждый учитель стал членом сообщества, участники экспериментальной работы имеют свою страничку на информационном портале, где важно не только выкладывание материалов, но и формирование активной позиции учителя и ученика. Еще одно направление - работа в дистанционном режиме.

Лада КАЗАКОВА, учитель начальных классов школы №1270:
- Вот уже год, как я освоила компьютер, страшно этим горжусь и использую его во внеклассной работе. Наиболее полно - в классных часах и в организации проектной деятельности. При проведении классного часа, посвященного Великой Отечественной войне, мои ребята получили возможность взглянуть в глаза героям войны - летчику-асу, фронтовой медсестричке, врачам полевого госпиталя, увидеть легендарную катюшу. Еще более сильный отклик получила презентация «Блокада Ленинграда», мои ученики штурмовали библиотеку и требовали дневник Тани Савичевой. Они неформально подошли к поиску фронтовиков в своих семьях, результатом стал научный проект «Спасибо деду за Победу!», была разработана настольная игра, составлены задания. Результатом деятельности моих следопытов стали встречи с ветеранами, на этих встречах нашим учащимся оказали высокую честь - вручили кусок знамени с пожеланиями ветеранов. Еще одна встреча была с Героем Советского Союза Ковалевым, повторившим подвиг Николая Гастелло, если бы не классные часы, побудившие ребят к поисковой деятельности, мой ученик не узнал бы, что его дед Герой Советского Союза. Такого интереса к героям войны у моих учеников не было даже в советское время.

Татьяна КАРПУШИНА, учитель английского языка Центра образования №2030, председатель школьного методического объединения учителей иностранного языка:
- Наша школа носит название «Школа будущего», которое получила в результате конкурса «Строим школу будущего». В 2005 году, когда представлялась концепция «Школы будущего», для педагогов и учеников главным стало использование информационных технологий. Сегодня все это для нас школа настоящего, а мы стали еще и «Школой информатизации». Дети у нас мотивированы для использования ИКТ, а вот приучить учителей ежедневно пользоваться компьютером было непросто, хотя у всех учеников и учителей есть свои персональные ноутбуки, неограниченный доступ в Интернет через Wi-Fi как к безграничному ресурсу. Мы общаемся еще на профессиональном уровне, используя все эти возможности. Информационное пространство школы состоит из двух компонентов. Это внутренняя информационная сеть, которая содержит журнал как область обмена документами, планирования, информацией, календарь мероприятий; школьная служебная почта, позволяющая осуществлять массовые рассылки друг другу, и не надо обходить всю школу, чтобы поставить в известность коллег о каком-то мероприятии; это внутренний чат, в котором присутствуют только учителя и ученики школы, позволяющий получать информацию, консультации, общаться. Есть сайт школы, доступный любому желающему, позволяющий общаться с коллегами из других городов, регионов и школ.

Алла Протопопова, педагог-психолог лицея №1546 «Плехановец», выпускница Московского городского психолого-педагогического университета:
- Когда я, будучи студенткой Московского городского психолого-педагогического университета, пришла работать психологом в лицей №1546, то сразу выделила для себя два главных направления работы - проведение психологической диагностики при помощи методик, тестов и практическая деятельность, которая включает консультации и практические занятия.
Проведение психологической диагностики - это как групповые тестирования детей, так и индивидуальные. В год мы проводим примерно 6-7 и более тестирований на один класс. Соответственно первой проблемой, с которой я столкнулась при проведении тестирования, было неудобство обработки и хранения полученных результатов. Для решения этой проблемы я использовала информационные технологии. На каждый класс (а их у нас 14) был создан Excel-файл, в котором хранится информация по психологической диагностике каждого ребенка в отдельности. В каждом файле также сохраняется информация о тестированиях, проведенных в прошлые годы. Такой подход я использую уже третий год, так что уже даже накопился небольшой архив. Внутри файлов, кроме результатов тестирования, хранится также организационная информация - год проведения диагностики, фамилия классного руководителя, данные детей (фамилия, имя, отчество, пол, при необходимости - возраст). Все результаты сохранены в одном месте, введены цветовые обозначения, что упрощает восприятие информации, кроме того, по каждой методике можно автоматически подсчитать процентное распределение по уровням или шкалам, построить диаграммы, в том числе и за несколько лет.
Такой подход дает мне некоторые преимущества. Это прежде всего экономия времени при обсуждении результатов тестирования с учащимися, а также при составлении отчетов по проведенной работе. У меня есть возможность ведения электронного архива и хранения результатов наших выпускников, доступ к материалам любого специалиста нашей службы, то есть стандартизированное и упорядоченное хранение результатов.
На основе проведенной диагностики мы выстраиваем консультации и практические занятия. В настоящий момент существует группа на сайте «В контакте», в которой выкладываем все материалы, отснятые нами на практических занятиях, в основном фото- и видеофайлы. Кроме того, там же происходит обмен новостями, комментариями к фотографиям, мыслями, идеями, планами. Главное достоинство использования этого ресурса, на мой взгляд, возможность организации единого пространства, в котором учащиеся могли бы общаться друг с другом вне зависимости от школьного расписания и со мной вне зависимости от моего расписания. Кроме того, мы используем и просто программы для прямого онлайн-общения - Скайп, АйСиКью. Возможность такого общения, на мой взгляд, делает меня как человека более открытой для учащихся и как психолога более доступной для помощи, в результате растет число участников общения в группе.
В будущем наша служба планирует перенести данные из Excel-документов в базу данных Access, так как это позволит использовать больше возможностей по информатизации. Также сейчас своими силами и силами учащихся мы создаем персональный сайт нашей службы, куда можно было бы выкладывать интересные заметки, статьи, ссылки на дружественные ресурсы.

Ольга ТАРАСОВА, воспитатель ШПД школы №168:
- Я работаю с детьми во второй половине дня, поэтому использую информационные технологии для воспитания. Год назад я стала использовать информационно-коммуникационные технологии в своей работе достаточно широко. Направлений моей работы много, но одно из главных - литературно-художественное. В соответствии с календарем крупных знаменательных дат, например, в 2010 году мы отмечали 150-летие Антона Чехова, вели серьезную работу - помимо аудиозаписей подбирали иллюстрации к повести Чехова «Каштанка», которые были сделаны известными художниками, мультфильмы (например, Юрия Норштейна). У меня была задача - воспитывать у моих второклассников интерес к чтению, расширить их литературный кругозор. Еще одна мини-программа - программа по военно-патриотическому воспитанию. Все знают, что 9 мая мы отмечали 65 лет Победы в Великой Отечественной войне, для разговора на эту тему я вместе в третьеклассниками готовила слайды, презентации. Все материалы у меня хранятся в видеоархиве.

Екатерина ГРИГОРЬЕВА, учитель немецкого языка школы №1221:
- Я классный руководитель девятого класса и использую в своей работе информационные технологии для организации работы в классе на новом уровне. Использование ИКТ в этой работе дает мне возможность по-другому проводить классные часы, родительские собрания, по-иному выстраивать отношения с ребятами, используя компьютер как средство общения, организуя их содержательный досуг. ИКТ позволяют мне разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими. Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность повышает интерес многих подростков к интересному досугу. Анализ работы я всегда делаю в виде презентаций - это удобно, эстетично, можно представить на любом совещании, а сохранение всего этого материала ведет к сокращению объема бумаг. Детские презентации мы распечатываем и вешаем на доске в нашем классе, это выглядит очень красиво. Например, мы были в Михайловском, и ребята после этого очень быстро сделали презентацию «Пушкин в Михайловском». Одна девочка больше полугода лежала в больнице, и мы каждую неделю делали для нее разные презентации, я приходила в больницу с ноутбуком, и она по скайпу общалась с ребятами.

Варвара Кулиш, педагог-психолог лицея №1546 «Плехановец», выпускница Московского городского психолого-педагогического университета:
- В прошлом году я разработала программу дополнительного образования «Путь в профессию». В этом году я начала модификацию и создание интерактивного методического материала к отдельным темам нашей программы.
Я создала медиапапку, которая включает в себя материалы к каждому занятию. Прежде всего к каждой теме я готовлю презентацию, что позволяет мне  на занятии существенно экономить   время на подачу теоретической информации и лучше структурировать тему. К каждой теме я также начала создавать базу видеоресурсов, которые позволяют связывать тему, которую в данный момент проходят  мои дети, с реальной жизнью. Это обеспечивает более наглядное представление информации, а также упрощает восприятие сложных моментов. В частности, к каждой теме  планирую создавать файл, который включает в себя «нарезку» из различных фильмов, мультфильмов, телепередач. В процессе занятия учащиеся сами предлагают те или иные видеофрагменты в качестве иллюстрации к теме. Затем я провожу редактирование собранной информации, в результате я собираю всю информацию в единый видеофайл. На сегодняшний момент есть уже готовые материалы по  темам «Собеседование», «Профессиограмма» и «Имидж», активно формируется  видеоподборка по остальным темам.
Редактирование интересующих меня видеофрагментов я осуществляю  при помощи программ VirtualDub, Microsoft Movie Marer, Picasa. Таким образом не всегда серьезно, но всегда интересно и доступно получается организовать подачу материала на уроке. Также это помогает включить в процесс изучения ребят не как учащихся, а как творцов.
Особое внимание я уделяю практической работе в Интернете. Практически к каждой теме программы я готовлю задание, которое учащиеся должны выполнить, работая в Интернете. Таким образом, они получают возможность ознакомиться с различными  сайтами по трудоустройству, их рейтингом, а также дополнительными возможностями, которые эти сайты предоставляют. Это динамика закрытия тех или иных вакансий, возможность ознакомиться с готовыми вакансиями,  информация о том, как правильно составлять резюме, а также нахождение шаблонов анкеты соискателя, знакомство со статистическими данными по  зарплатам, возможность рассчитать свою первую заработную плату. Особое внимание я уделяю онлайн-взаимодействию на профессиональных форумах и сайтах.
Таким образом, учащийся получает возможность получить информацию из первых рук от будущих коллег и уже состоявшихся профессионалов. При этом снимается лишняя тревожность учащихся, которая чаще всего бывает вызвана неизвестностью и незнанием того, что может их ожидать  в будущей профессиональной жизни. Дети получают  первый опыт по профессиональному общению с более статусными взрослыми людьми. Ребята могут получить также представление о выбранной ими профессии, о подводных камнях трудоустройства и обучения в выбранном ими высшем учебном заведении.
Я провожу в Интернете активную работу. Моя задача заключается в поиске онлайн-ресурсов вузов и колледжей, тех направлений, которые интересуют детей. Таким образом легче следить за новостями и предложениями, предоставляемыми этими учебными заведениями. Использование Интернета позволяет нам постоянно обновлять информацию о таких мероприятиях, как дни открытых дверей,  образовательных выставках, всевозможных выездных тренингах на базе того или иного учебного заведения, например об акции «Студент на день» в МГППУ. Благодаря этому ребята имеют возможность получить представление о том, что их ждет в студенчестве, ознакомиться с правилами, нормами и историей интересующего их вуза, что также может помочь им в выборе того учебного заведения, которое позволит им получить образование в наиболее комфортных для них  условиях. Учитывая то, что современный подросток активно использует Интернет, было бы крайне опрометчиво лишать его этого обширнейшего ресурса при подготовке к будущей профессиональной деятельности.