Шестилетки - удивительный народ. Они принимали меня постепенно, с любопытством и осторожностью, я ежедневно сдавала уже совсем другие экзамены - экзамены на детскую дружбу и уважение.
«Катя со мной больше не играет, а я без нее скучаю», - Вика с ожиданием и надеждой смотрела на меня. Как оказалось, Катя была увлечена новой книгой сказок и только на время забыла о своей подруге. Но сколько было радости и благодарности в глазах Вики, когда она вместе с подругой рассматривала иллюстрации к сказкам.
Шестилетки - удивительный народ. Они живут фантазиями, верят в то, что придумали, и заставляют верить в это даже взрослых.
Однажды во время летней прогулки дети рисовали цветными мелками на асфальте. Ко мне подошла Маша и пожаловалась на плохое самочувствие: «У меня сильно кружится голова, я сейчас упаду», - сказала она. В моей голове быстро сложился алгоритм действий: отвести к врачу, сообщить заведующему, позвонить родителям. Для выяснения всех обстоятельств я задала ребенку следующий, как мне казалось, риторический вопрос: «Почему же с тобой это произошло?» Ответ ребенка разрушил все мои представления о медицине и дал повод для серьезного повторения возрастной психологии: «Сережа нарисовал лодку, и мы поплыли. Меня стало укачивать. Мою маму всегда укачивает, когда она плывет на корабле».
Из таких эпизодов - маленьких и на первый взгляд незначительных - складываются наши будни. И хочется быть компетентным, хочется знать мнение коллег по разрешению возникающих педагогических ситуаций. Мне удивительно повезло с наставником - моим сменным воспитателем. Но поняла я это не сразу. В первое время тактичные, дружелюбные советы воспитателя я воспринимала в штыки (я же все знаю!), расценивала как назидания и формализм. Но прав оказался великий Гете: «Суха, мой друг, теория везде, // А древо жизни пышно зеленеет!» Опыт бесценен, педагогический опыт - особенно, и нужно учиться принимать его как дар и уметь распорядиться этим даром.
Много непредвиденных трудностей у меня возникло в работе с родителями. И я медленно, шаг за шагом начала выстраивать эти сложные отношения по схеме: компетентный воспитатель - компетентный родитель. Это было трудно, но возможно сделать, а я очень старалась. Используя разные формы работы - беседы, консультации, «круглые столы», презентации, я приближалась к достижению поставленной цели: родитель должен увидеть во мне Воспитателя, понять сущность профессии педагога. Воспитатель для детей - это и первый учитель, и друг, и старший товарищ. Перед ним стоит много разных задач, но есть одна главная задача: научить ребенка любить и воспринимать мир, в котором мы живем, взять из него все лучшее и нести это лучшее с собой по жизни с гордо поднятой головой и достоинством маленького гражданина своей страны. Решить эту важную задачу можно, объединив усилия всех педагогов и специалистов и детского сада. Хорошо, если в педагогическом коллективе царит дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи и творческой инициативы. Тогда молодой воспитатель легко становится его членом, его составной частью, звеном. Но все же испытывает трудности, испытывает потребность в поддержке, и если ее получает, то понимает - в эту профессию он пришел не случайно, не на время, а навсегда. Так случилось и со мной. Заметив мои первые успехи, заметили и мою внутреннюю неуверенность. Помощь нужно было оказывать срочную и действенную. Решение педагогического коллектива было мудрым - направить меня на участие в конкурсе «Воспитатель года Москвы-2010» в номинации «Молодой специалист». Мне было оказано высокое доверие - представить детский сад на конкурсе, проявить свои умения, знания, мастерство, поднять престиж профессии педагога. Но самое главное - я должна была поверить в себя, в свои собственные силы.
Для участия в конкурсе необходимо было определить направление деятельности. Здесь мне помогли мои воспитанники. Как точно они замечали все изменения в моей внешности - новую прическу, новую одежду, мои новые вещи! Сколько было радости у детей, когда после занятия в их одежде появлялся новый элемент, пусть из бумаги, ленточек, тесьмы, но новый! Тема моего конкурсного занятия была определена так - детский дизайн. Прежде всего я провела большую работу по изучению теории данного вопроса. По результатам педагогической диагностики в процессе общения с детьми на занятиях изобразительной деятельности и в повседневной жизни я выявила детей, проявляющих интерес к дизайнерской деятельности. Работа в этом направлении была системной и целенаправленной, а сколько радости она приносила детям! Участие в конкурсе имело для меня большое значение. Во-первых, я на своем опыте убедилась, что художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к основам дизайнерской деятельности может стать основой саморазвивающейся, творческой личности ребенка. Во-вторых, я почувствовала себя состоявшимся воспитателем. В-третьих, я научилась преодолевать трудности, и это закалило мой характер. Участие в конкурсе сблизило меня с коллегами, ведь мы вместе решали поставленные задачи, искали оригинальные решения, придумывали, пробовали.
Воспитатель - прекрасная профессия. Она востребована и почетна. Воспитатель живет в прекрасном, особенном мире - мире детства, где главный человек - ребенок.
Он смотрит на нас широко раскрытыми глазами. В них - любопытство, удивление, вопросы. Что такое добро и зло? А есть ли волшебники на самом деле? А почему сегодня мама такая грустная? А когда я увижу настоящую радугу? Кто такой культурный человек? Что такое традиции? А мы полетим в гости на другие планеты?
Промолчать в ответ нельзя, и ответить надо так, как надо ответить, ведь от того, какие ты найдешь для ответа слова, с какой интонацией их произнесешь, как посмотришь в глаза маленькому человеку, быть может, зависят его эмоциональное состояние, его представления о жизни, его характер, его судьба.