​Мы компетентны, а что это значит?

России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 году в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года, подтвержден в решении коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» в 2005 году. А это значит, что Год учителя заставляет и нас, молодых педагогов, подводить некоторые итоги.
К сожалению, до сих пор многие наши коллеги, причем как начинающие, так и опытные не осознают различия между основными единицами компетентностного подхода - компетенцией и компетентностью. Сложность заключается в том, что до недавнего времени эти термины выступали в качестве синонимов. Сейчас же под компетенцией принято понимать совокупность знаний, умений и навыков, ценностно-смысловых ориентаций, а также способность применять их в практической деятельности; под компетентностью - обладание человеком соответствующей компетенцией. Из определений следует, что понятия «компетенция»/»компетентность» шире, чем «знания», «умения» и «навыки», чей статус постепенно переходит из целей образования в средство их достижения, то есть из итоговых целей в разряд промежуточных.
При компетентностном подходе в образовании существенно меняется роль педагога - из преподавателя, дающего знания, он превращается в помощника, куратора, наблюдателя, создающего ситуации для максимальной деятельностной включенности учащегося, что в итоге приводит к формированию той или иной компетентности школьника. При этом основным методом, применяемым на уроке, становится метод проблемного изложения и исследования, приоритетными - игровые технологии и проектная работа, индивидуализированные и групповые формы обучения, модульный подход в преподавании.
Несмотря на то что традиционно исследователи выделяют ключевые, базовые и специальные компетенции, среди педагогов-исследователей нет однозначного взгляда на классификацию компетенций внутри этих больших групп и на то, какие из них должны быть сформированы у педагогов.
В настоящее время в Москве ведется большая работа по подготовке компетентных специалистов (в современном понимании этих терминов). Залог успеха мы видим в сотрудничестве различных организаций - в первую очередь департамента и окружных управлений образования, Московской городской организации профсоюза работников образования и науки и ее территориальных подразделений, методических центров, школ, учреждений дополнительного образования, а также общественных профессиональных объединений молодых педагогов.
В столице действует развернутая система повышения квалификации молодых специалистов. У нас всегда есть возможность посещать курсы, посвященные актуальным темам педагогики, встречаться во время «круглых столов» и конференций за обсуждением направлений модернизации современного образования, участвовать в тренингах и семинарах по самым разнообразным вопросам, которые необходимо знать молодому специалисту. Все это позволяет нам и нашим коллегам встать на качественно иной уровень компетентностного развития.
Я думаю, ни для кого не секрет, что в течение года в Москве проводится значительное количество семинаров и встреч, направленных на повышение юридической грамотности молодых специалистов, их осведомленности в области психологии, дидактики и методики, использования здоровьесберегающих технологий, а также управления образовательным процессом. Все это неотъемлемые стороны компетентностного роста любого педагога независимо от возраста и стажа работы, но особенно это важно, конечно, для начинающего специалиста.
Поскольку современная жизнь характеризуется постоянным ростом объема знаний, с которыми и нам, и ученикам необходимо научиться работать для познания мира, приоритетными компетенциями сегодня и в ближайшей перспективе мы можем назвать информационные. В свою очередь они влияют на формирование учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.
Умение ставить цели, планировать, анализировать и рефлексировать, умение слушать и слышать, оценивать себя и других, вести дискуссию, владение этикой трудовых взаимоотношений и понимание ценности сотрудничества - это то, без чего невозможно обойтись в современном мире, и это именно те компетенции, которые позволят нам стать учителями новой школы. Завершая свое выступление, я бы хотела пожелать всем присутствующим, а особенно начинающим коллегам, чтобы те многочисленные компетенции, о которых они не раз слышали, превратились в личностные компетентности.
Татьяна ДАВЫДОВА, председатель Совета молодых специалистов Центрального округа

Год учителя в очередной раз поставил перед нами острый вопрос о престижности профессии педагога в современном обществе. Сейчас, чтобы быть успешным, одних знаний оказывается мало, необходимо обладать самым широким спектром компетентностей, особенно если речь идет о начинающих специалистах. Многие из необходимых профессиональных и личностных качеств позволяют развивать выездные лагери-семинары.


Уже традиционным стал летний лагерь-семинар для молодых педагогов Москвы, проводимый при поддержке Московской городской организации Профсоюза работников образования и науки в поселке Витязево под Анапой. В этом году число участников семинара достигло трехсот человек. Кроме того, к начинающим специалистам системы образования Москвы присоединились представители Киева, Донецка, Тульской и Нижегородской областей, а также Республики Татарстан. Все это говорит о востребованности в молодежной среде занятий, способствующих профессиональному становлению начинающих педагогов.
Форма выездного лагеря-семинара, на наш взгляд, оказалась чрезвычайно удачной и эффективной. Как правило, в гостевом доме «Зодиак» собираются самые активные участники молодежного педагогического движения. В течение двух недель они обсуждают наиболее актуальные вопросы системы образования, знакомятся с нововведениями и предстоящими реформами, готовят для молодых коллег разработки, в доступной форме рассказывающие о тех сложностях, которые неминуемо сопровождают образовательный и воспитательный процессы. А это в свою очередь дает возможность участникам семинара по возвращении в Москву поделиться полученным опытом с коллегами.
Говоря о выездном лагере-семинаре как особой форме развития профессиональных компетентностей педагогов, нельзя не рассказать о занятиях, направленных на повышение юридической и психологической грамотности начинающих специалистов, совершенствование их умения работать в группе и осуществлять проектную деятельность.
Ежегодно в рамках семинара проходят встречи молодых педагогов с главным правовым инспектором МГО Профсоюза работников образования и науки Ириной Копаевой. Потребность наших коллег в этих встречах вполне очевидна - далеко не все знакомы с нормативно-правовой базой системы образования, до сих пор, к сожалению, остаются вопросы по поводу трудоустройства, многие из начинающих специалистов даже не знают о той возможности бесплатного консультирования, которую предоставляет профсоюз. Кроме того, в этом году повышенный интерес молодых педагогов к занятиям по преодолению юридической некомпетентности объяснялся грядущими нововведениями в сфере образования. Как изменится статус образовательных учреждений? Что произойдет с разрядами и категориями? Каким образом и в какие сроки можно подавать документы на повышение квалификации? Что нас ждет в связи с реформой системы оплаты труда? Разъяснение этих и многих других вопросов, на наш взгляд, помогло заложить фундамент того, что сейчас называется юридической компетентностью в системе образования.
Востребованными и ценными оказались проводимые психологами тренинги, семинары, индивидуальные консультации. Молодые специалисты не только сами с удовольствием участвовали во всех мероприятиях, но и получили отличный пример того, как может быть в дальнейшем организована их педагогическая деятельность, какие методики и приемы следует выбрать для оптимизации образовательного процесса и достижения наиболее эффективного результата, как создать ситуацию успеха и с достоинством выйти из затруднительных положений.
Уже неоднократно психологи проводили для молодых педагогов занятия по тайм-менеджмету и стресс-менеджменту, на этот раз участники семинара проявили интерес к тем проблемам, с которыми так или иначе сталкиваются все наши коллеги: подверженность стрессам и незнание методик релаксации, неумение снять напряжение и неумение противостоять конфликтогенам. Одними из самых запоминающихся стали групповые занятия по арт-терапии и психологические тестирования, причем у молодых педагогов была замечательная возможность обсудить все интересующие их вопросы в индивидуальной беседе с психологом.
В рамках лагеря-семинара для начинающих специалистов прошел «круглый стол» с представителями городской и территориальных организаций профсоюза, а в течение всего выезда проходила деловая игра «Здоровьесберегающие технологии в образовании». Каждый год семинар посвящен одному из наиболее остро стоящих перед системой образования вопросов. В прошлом году состоялось обсуждение проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», после чего молодые педагоги подготовили конкретные рекомендации для образовательных учреждений, методических центров, управлений образования, департамента, а также МГО профсоюза. В этом году мы задумались об одном из направлений стратегии - сохранении и укреплении здоровья школьника. Убежден, что вниманием нельзя обходить и проблему сохранения здоровья учителя. Без грамотного (компетентного!) похода к здоровью педагога невозможно говорить о здоровье ученика.
Все мероприятия, в которых участвовали молодые педагоги, их включенность в жизнь педагогического сообщества, многоаспектное знакомство с системой образования, личностное общение, безусловно, способствуют формированию компетентной личности педагога и станут ценным опытом для того, кто будет работать в школе завтрашнего дня.
М. РЫЖИЧКИН

Молодые педагоги Москвы  при поддержке Московского городского комитета Общероссийского профсоюза образования, Центрального окружного управления образования, Южного окружного управления образования, профсоюзных организаций работников образования и науки Центрального  и Южного административных округов впервые провели обсуждение наиболее важной профессиональной проблемы: на форуме  «Здоровый учитель, здоровый ученик - процветающая Россия» они говорили о профессиональных компетентностях педагогов; о роли профсоюза
в поддержке начинающего педагога; о спортивных клубах для молодых педагогов; о здоровьесберегающих технологиях на уроках; о детско-взрослых общностях в рамках здоровьесберегающих технологий.  Участников форума приветствовали председатель Московской организации профсоюза Сергей Кузин,  депутат Мосгордумы Михаил Антонцев, председатели  Центральной окружной организации  профсоюза Алла Иванникова и Южной окружной организации профсоюза Ольга Соболева, а также гости - профсоюзные лидеры из Киева, Донецкой области, Минска, Риги.


Детско-взрослые общности должны быть действующими

Информацию, полученную от сверстника, подростки усваивают намного легче, нежели сведения, переданные взрослым человеком.
Результатом деловой игры выездного лагеря-семинара стал проект по созданию детско-взрослых общностей, ведущих пропаганду здорового образа жизни и реализующих просветительскую деятельность в рамках профилактической работы силами самих учащихся, которые заинтересованы в своем будущем и будущем своей страны. Цель проекта - создание в образовательных учреждениях агитбригад по профилактике негативных явлений в молодежной среде и проведение систематической агитационной работы в рамках ежемесячных внутришкольных мероприятий, а также осуществление общественного контроля за продажей табачных изделий и спиртных напитков при сотрудничестве с УВД. Мы считаем, что нужно создавать в образовательных учреждениях детско-взрослые общности (будь то агитбригады, клубы, сектор ученического самоуправления), которые бы занимались просветительской деятельностью по пропаганде здорового образа жизни.
А. ЛАВРИНОВА

Нас губят рвение в работе и равнодушие к самочувствию
Учителя - представители стрессогенной профессии, это часто приходится слышать на приеме у врача. Исторически сложилось так, что в учительской среде низок престиж здоровья. Трудовым рвением в момент плохого самочувствия или болезни учителя даже пренебрегают своим здоровьем. Хотя неправильными установками учитель не только наносит вред своему здоровью, но и влияет на отношение к здоровому образу жизни своих учеников. Вне зависимости от своей специальности педагог должен воспитывать у учащихся стойкую мотивацию на здоровье. А это возможно, только если он на собственном опыте познал ценность здорового образа жизни, целенаправленной работы над своим здоровьем. Тогда он сможет создать в образовательном учреждении здоровую среду. Мы уверены, что уровень здоровья учителя напрямую зависит от уровня его культуры, которую тоже порой нужно воспитывать.
Полезны и своевременны консультации психологов и тренинги, проводимые на базе профсоюзных курсов в поселке «Правда», по конфликтологии, стрессоустойчивости, по работе с родителями. Поэтому мы предлагаем Московской городской организации Профсоюза работников образования и науки продолжить работу по привлечению психологических служб в работу с начинающими педагогами.
В ходе практической деловой игры выездного лагеря-семинара был разработан проект по созданию молодежного спортивного клуба, в рамках которого будут организованны занятия для педагогов. Это могут быть игры в волейбол (этим видом спорта, как показал пляжный волейбол в Витязеве, увлекаются многие), футбол (мы гордимся, что два года подряд сборная команда молодых педагогов Москвы занимает первое место в городском футбольном матче, посвященном Дню города); это могут быть и спортивные танцы, и занятия аэробикой, и катания на коньках или роликах.
Каждая группа активистов молодежного профсоюзного движения совместно со своей территориальной организацией работников профсоюза должна решить сама, что бы она хотела организовать на уровне округа для своих педагогов. Практика показывает, что эти занятия востребованы коллегами всех возрастов и уже необходимо переходить от разовых спортивных соревнований к созданию условий для укрепления здоровья педагогов.
Мы считаем, что учитель должен ставить здоровье в ряд главных жизненных ценностей, признавать активную роль самого человека в сохранении своего здоровья, постоянно работать над собой, жить в режиме разумных ограничений и нагрузок. Это сложная и кропотливая работа, но ее результатом может стать профессиональное долголетие.
Мария СКОВОРОДКИНА

Есть опыт школы №628 - изучайте, перенимайте, пользуйтесь!

Все здоровьесберегающие технологии непосредственно связаны с проведением урока. Для учителя очень важно правильно организовать урок, так как он основная форма педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления.

Нельзя забывать и о том, что соблюдение гигиенических условий в УВП влияет на состояние учителя и его здоровья. А это в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся. К факторам, оказывающим влияние на здоровье учащихся на уроке, относятся:
    гигиенические, средовые;
    организационно-педагогические;
    психолого-педагогические;
    выполнение требований СанПиНов (чистота, световой и воздушно-тепловой режим);
    посадка учащихся с учетом их роста и зрения;
    систематический контроль за осанкой;
    физкультминутки и паузы общего и специального воздействия;
    соблюдение норм объема домашнего задания;
    комфортность учебного кабинета;
    оптимизация учебного расписания;
    планирование обоснованных с точки зрения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередования разных видов деятельности, фаз напряжения и «разрядки»;
    оптимальное соотношение темпа и информационной насыщенности;
    разнообразные формы организации познавательной деятельности.
Физиологически обоснованна продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляют лишь ученики 1-х классов, для которых урок должен длиться 35 минут ввиду низкой устойчивости внимания. Для увеличения работоспособности и снятия у детей мышечного напряжения необходимо включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность.
 Есть особенности организации уроков физической культуры и в нашей школе. Уроки проводятся по стратам, 3 часа в неделю с 1-го по 9-й класс, с учетом групп здоровья, медицинских показаний и с разделением на группы девочек и мальчиков. Для создания оптимальных условий обучения и развития детей в школе уроки физкультуры проводятся по параллелям, пятью педагогами. Это позволяет делить детей на подгруппы - основную группу, подготовительную, группу лечебной физкультуры и группу детей, освобожденных от физической нагрузки. Такое проведение уроков физической культуры позволяет рационально, адекватно и адресно распределять физическую нагрузку.
Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной культуры; знание состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, творческого совершенствования человека, основ здоровья, здорового образа жизни; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. Взаимосвязь этих качеств способствует эффективности использования педагогических методов. Это такие методы, как метод свободного выбора, активные методы, методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки.
Здоровье определяется способностью организма адаптироваться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Поэтому проведение школьных мониторингов здоровья, на наш взгляд, является актуальной задачей.
В нашей школе проводится 5 мониторингов:
    физкультурный мониторинг (ИФГ);
    психолого-педагогический;
    скрининг-диагностика зрения;
    диспансерный осмотр учащихся;
    саногенетический мониторинг (СГМ) - проводится с применением приборов САКР (спироартериокардиоритмограф) и прибора КИД (компьютерный измеритель движения). 
После проведения всех мониторингов собирается консилиум специалистов Центра здоровья - врачи, специалисты СГМ, психологи, инструкторы ЛФК, а также классные руководители, учителя физкультуры, которые и вырабатывают индивидуальный маршрут здоровья каждого учащегося, а также выделяют ребят группы риска и группы наблюдения, с которыми проводится коррекционно-профилактическая работа. В индивидуальном маршруте прописывают рекомендации для ребенка, его родителей и учителей, для того чтобы учебная нагрузка была адресной и адекватной резервным возможностям организма. Педагог имеет возможность, учитывая рекомендации специалистов Центра здоровья, строить индивидуальную работу на уроке с каждым учеником.
Академик Крыжановский писал: «Задача школы не в том, чтобы снять или снизить нагрузку, а в том, чтобы она была адресной, то есть адекватной внутренним резервам организма. Здоровье, в сущности, - это те ресурсы организма, которые позволяют ему адаптироваться к неким внешним условиям, в том числе к учебному процессу и воздействию педагогических технологий». Мы с ним согласны.
Конечно, важно использовать на уроках и во внеурочное время педагогами инновационные технологии для оптимизации УВП, для того чтобы выбрать оптимальную технологию для себя, для класса, необходимо повышать квалификацию и педагогическое мастерство, особенно нам, молодым педагогам.
Лада ПОЛУНИНА 

Гимнастика  нужна для тела и ума

Дети проводят в школе большую  часть дня, и на сегодняшний день  сохранение и  укрепление   здоровья детей дело не только семьи, но и педагогов. В этой связи  необходимо научить ребенка бережному отношению к своему здоровью, сформировать у школьника основы здорового образа жизни. Работа эта многоаспектная, требующая постоянного внимания и разнопланового  подхода.
Год назад в образовательных учреждениях была введена утренняя гимнастика, в скольких образовательных учреждениях она осталась? По данным Департамента образования, только в 27% школ, которые смогли найти нестандартный подход,  она стала доброй традицией образовательного учреждения, с которой и учителя, и дети, и педагоги начинают каждое школьное утро. В университете нас учили, что смена деятельности учащихся должна проходить через 7-15 минут в зависимости от возраста детей. А меняем ли мы на своих уроках деятельность учащихся с такой периодичностью? На каждом уроке должно быть не менее двух динамических пауз. Проводим мы их? Очень здорово, если кто-то может ответить на все эти вопросы да, а  если нет? Молодые специалисты Москвы, участники выездного лагеря-семинара на базе гостевого дома «Зодиак», провели интересные и поучительные  мастер-классы для своих коллег по организации уроков и внеклассной деятельности в рамках здоровьесберегающих технологий, которые в большей части были разработаны в Москве совместно с методистами окружных методических центров и профсоюзных организаций.
Дмитрий СКОВОРОДКИН

Нас уполномочили, и мы доверие оправдываем

Я недавно стала уполномоченным МГО профсоюза по работе с молодыми специалистами. Мне приходится постоянно отвечать на вопрос: «В чем и как нам, молодым учителям, помогает профсоюз?».
Во-первых, мы можем получать профессиональные консультации по различным вопросам: жилищному законодательству, оформлению документов, юридическим вопросам (трудовым и правовым). Кто сталкивался с этими вопросами, для тех не секрет, как сложно найти грамотных юристов в области образования, а в профсоюзе есть такие, к ним можно обращаться,  будьте уверены, вам не откажут в помощи и помогут отстоять ваши права!
Во-вторых, нам могут оказать финансовую поддержку во всех наших делах: будь то учеба (например, профсоюзные курсы Московской федерации) или праздники, конкурсы, экскурсии.
В-третьих, профсоюз шагает в ногу со временем, выбирая такие современные и увлекательные формы работы с молодежью, как профсоюзный квест - игру для молодых педагогов. Цель игры - расширить свои знания об истории профсоюзного движения, развить навыки работы в команде, что станет очень важным и нужным качеством в условиях современного мира. Команды  всех округов Москвы боролись за главный приз, который превзошел все ожидания, -   каникулы в Болгарии!
В-четвертых, в апреле 2009 года была принята  «Программа МГОП по работе с молодыми специалистами».  С принятием этого документа удачно стартовал творческий конкурс статей «Педагогический старт», он был очень  хорошо воспринят молодыми педагогами.
В-пятых, особое место занимает ставший уже традиционным выездной лагерь-семинар для молодых педагогов на Черноморское побережье, где молодые учителя проявляют не только лидерские качества и организаторские способности, но и демонстрируют умение работать в команде и реализуют свой творческий потенциал. Темой семинара 2009 года, к примеру, была «Статус молодого педагога в «Новой школе», что весьма актуально в современных условиях. В  задачи семинара входило проведение практической деловой игры «Формирование новой генерации молодых преподавателей как новой общественной и профессиональной элиты», а главным итогом стала разработка проекта программы «Молодой педагог Москвы 2010 - 2012». В этом году тема звучала так: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе». Отдых в лагере  имеет многосторонний характер; ребята активно принимают участие в формировании программы активного отдыха и развлекательных мероприятий. Принцип организации семинара  заключен в решении профессиональных задач нетрадиционным способом - моделированием проблемных ситуаций образовательного процесса и выходом из них (под контролем приглашенных специалистов данной области). Наиболее приемлемой формой семинара в последнее время стали мастер-классы  и деловые игры на актуальные темы.
 Вся эта работа, проводимая профсоюзом, помогает повысить профессионализм и социально-психологическую адаптацию молодых учителей.
В ноябре появился Институт общественных уполномоченных МГК профсоюза по работе с молодыми специалистами для:
- усиления взаимодействия МГК профсоюза с учреждениями, первичными профсоюзными организациями и работниками;
- активизации работы учреждения образования с молодыми специалистами;
- осуществления совместной деятельности со структурами, работающими с молодыми педагогами.
Актуальность данного института очевидна, так как  он стал непосредственным связующим звеном между МГОП и молодым специалистом. Теперь с уверенностью можно сказать, что профсоюзное движение не только мощная поддержка и опора начинающего педагога, но и неотъемлемая часть его жизни!

Жанна Гусарова, член городского совета молодых специалистов и общественный уполномоченный МГК профсоюза