Выбор профессии педагога - осознанный шаг к самопожертвованию, шаг, подобный подвигу. Ни для кого не секрет, что большая часть молодых педагогов идут работать не по специальности, потому что, проходя практику в тех или иных учебных заведениях, они видят все проблемы педагогической деятельности, с которыми не хотят встречаться в своей дальнейшей трудовой жизни.
Из всей группы, учась еще на 4-м курсе, я одна начала работать по специальности, осталась верна своей профессии и после окончания университета. Бывшие однокурсниками напоминают мне, что существуют гораздо более престижные места с более высоким уровнем материального поощрения. Конечно, этим они указывают на свое более высокое материальное благосостояние. А я считаю себя духовно богаче, занимаясь действительно любимым делом. Я не зря потратила пять лет свой жизни, проведя в стенах университета. Я сделала свой выбор и стараюсь достойно идти по выбранному пути.
Как врач, правильно определивший диагноз больного, педагог ищет у ребенка ту изюминку, которая в дальнейшем может стать смыслом всей его жизни.
Кто, как не педагог, после родителей и акушеров, давших жизнь ребенку, принимает самое активное участие в определении личности, в воспитании самого значимого существа на Земле - Человека?
Кто, как не педагог, помогает подрастающему поколению выбрать свой жизненный путь, отдавая при этом все свои знания, всю свою любовь и даже часть своей личной жизни?
Многие педагоги, не найдя свободную вакансию в государственном учреждении, идут работать в коммерческие учреждения. Конечно, оплата здесь не по тарифной сетке, но условия работы более проблематичны. Здесь педагог встречается с непониманием и даже пренебрежением со стороны родителей с тугим кошельком. Администрация видит в каждом богатом родителе спонсора, в кабинете директора тебе открытым текстом говорят, что этого родителя и его ребенка нужно «облизывать», что от этого зависит твоя зарплата. В этой ситуации педагог испытывает унижение и чувство самоуничтожения в своей профессии. Ему приходится уделять больше внимания не действительно одаренному ребенку, а тому, на кого начальство показало пальцем. Не согласившись с такими доводами, педагог теряет свое рабочее место.
Сужу об этом по собственному примеру - я «укололась шипами», работая в коммерческом учреждении, откуда была довольно унизительно уволена. Я долго задавала себе вопрос «За что?», но все же благодарна судьбе, что этот случай не был моим педагогическим стартом. Ведь многие молодые педагоги могут «сломаться» и разочароваться в профессии, оказавшись в подобной ситуации. В моем случае в коммерческое учреждение я пошла за дополнительным заработком. А что делать педагогам, у которых это основная работа? Идти на унижения, боясь потерять работу?
Из всего этого можно сделать вывод, что нужно строить не только жилые дома и многоэтажные здания под офисы, но и государственные образовательные учреждения дополнительного образования детей, тем самым создавая больше рабочих мест, где педагог действительно сможет реализовать себя, быть хозяином своего дела.
Может, новый мэр Москвы, вступив в должность, услышит нас?
Нельзя не отметить сегодняшнее внимание Департамента образования к молодым специалистам. Доплата к зарплате, которую получает молодой педагог первые три года своей трудовой деятельности, весьма положительно сказывается на результатах и оценках труда молодого специалиста. Но это первые три года. А дальше? Человек очень быстро привыкает к хорошему и всегда находится в поисках лучшего. Конечно же, истинный педагог идет в профессию не ради денег, и самое главное для него - видеть в успехах своего воспитанника частицу своего труда. Но все хотят жить достойно, и педагоги не исключение. Хотелось бы, чтобы одну из самых важных профессий на Земле все же оценили по достоинству не только на словах, но и на деле. Ведь повышение заработной платы на 10-15% не решение всех проблем. Какой выбор должен сделать педагог, когда финансовое вознаграждение становится скромнее самых необходимых человеческих потребностей?
Когда же педагог сможет посвятить себя любимому делу, не опасаясь тех барьеров, которые сегодня стоят на его творческом пути? Кто из чиновников, перешагнув через свое гордое «я», сегодня проникнется пониманием к проблемам педагога и станет другом и помощником в воспитании юного создания?
По глубокому убеждению Антона Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. «Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог... И каждый из молодых педагогов будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством - зависит от собственного напора».