С ​кем только не сравнивают учителя - с актером, первооткрывателем, садовником, режиссером, врачом, политиком. Эти ассоциации очевидны и, конечно, понятны. Есть связи менее явные, но от этого не менее выразительные. Кого-то, быть может, они удивят, кого-то насторожат, а кому-то и вовсе покажутся некорректными. Тем не менее иногда молодого учителя хочется назвать игроком, который в надежде на крупный выигрыш ставит на кон все, что у него есть (только прибыль в этом случае зависит от достижений учеников и воспитанников). Почти всегда учитель выступает в роли акционера, отважившегося на долгосрочные вложения. Нередко ему приходится «надевать форму военного», организуя дисциплину в классе или проводя, как по минному полю, в метро группу беспечных подростков. К слову, кто сказал, что профессия сапера - одна из самых опасных? Ошибается он, как известно, только однажды. А сколько раз может ошибиться учитель? Или не может вовсе? Пусть этот вопрос останется открытым. Гораздо важнее то, что не каждая ошибка учителя сразу же готова заявить о себе. Она может проявиться и через двадцать лет, когда имя педагога уже сотрется из памяти. Так чья же ошибка страшнее - сапера или учителя, который отвечает не только за себя одного и не только за настоящее, но и за то, каким вырастет идущее нам на смену поколение?
Так уж получается, что именно первый шаг учителя может повлиять на первые шаги его учеников. С тем, какое место с первого же дня займет педагог в коллективе, вызовет ли доверие у родителей учеников, сумеет ли зарекомендовать себя в классе и заинтересовать учащихся, напрямую связана дальнейшая педагогическая судьба учителя. Особенно важен первый шаг молодого специалиста. На него смотрят с надеждой и ожиданием. Надеждой на то, что он внесет новую свежую струю в традиции уже сложившегося педагогического коллектива, поделится знанием инноваций в области образования, о которых рассказывали в университетах и педагогических колледжах, легко найдет контакт с подростами, то есть с теми, кем был сам еще лет пять назад. А ожидание... Ожидания бывают разные. Кто-то из опытных сразу предвидит возможные промахи и старается их предупредить, кто-то рьяно берется за шефство над новичком, а кто-то только настороженно присматривается к нему, предпочитая не вмешиваться в дела начинающего педагога. Он же, в свою очередь, не принимая чрезмерно активного вторжения в собственное деятельностное пространство, вряд ли обрадуется полному безразличию к своей персоне. Молодой педагог в большей мере, чем кто бы то ни было, ждет оценки своих шагов, а особенно первых.
Когда мы говорим о том, что молодой специалист напоминает младенца, не всегда далеко уходим от истины. Наблюдая за тем, как ходят, едят, говорят взрослые, новорожденный при всем желании не может повторить простейшие с точки зрения родителей движения, но рано или поздно овладевает всеми премудростями. Начинающий педагог, подкованный в теории и успевший лишь слегка ознакомиться с практикой, ищет поддержки со стороны как старших коллег, так и уже работающих, но молодых, как он сам, педагогов. И здесь важную роль, несомненно, сыграет то, какую модель поведения выберет для себя взрослеющий в профессиональном отношении Маугли.
Сейчас он в буквальном смысле стоит на распутье, когда нужно не только отважиться и сделать первый шаг, но и не ошибиться с направлением. У молодости есть преимущества, вызывающие у остальных вполне понятную зависть: перед начинающим специалистом открыто гораздо больше дорог, он легко обучаем и впитывает все, как губка. В одном он легче идет на уступки, а в другом готов с запалом молодости отстаивать свою точку зрения. Это ли не повод для того, чтобы отметить вниманием первые успехи и достижения начинающего педагога?
Все это объясняет, почему молодые специалисты, едва приступившие к работе в образовательных учреждениях нашей столицы, так ждут своего праздника, который впредь уже не будет «Первыми шагами», но обязательно останется ярким событием в жизни начинающих педагогов Москвы.
Если у кого и возникает вопрос о престижности учительской профессии, совет один: стоит хоть раз побывать на «Первых шагах», где собираются «первогодки», окончившие известные столичные вузы и колледжи (причем не только педагогические), где каждый из пришедших демонстрирует исключительную заинтересованность в том деле, которому решил себя посвятить, где молодые педагоги, успевшие сделать и второй, и пятый шаг, показывая собственный пример, вовлекают начинающих коллег в работу Совета молодых педагогов и при этом проявляют явное желание поддержать их и помочь не столько словом, сколько делом, показать интереснейший мир Москвы педагогической.
Без всякого лукавства: немногим профессиям свойственно чувство солидарности и взаимовыручки. Всегда бывает интересно ознакомиться со взглядом со стороны, с мнением человека, далекого от системы образования. Так вот: весьма красноречивыми нередко оказываются комментарии друзей, сокурсников, одноклассников и просто близких знакомых молодого специалиста. Относясь несколько скептически к выбору педагогической профессии, они неожиданно (даже для себя) пересматривают привычную точку зрения - если и не во время обучения будущего специалиста системы образования, то уж по крайней мере с момента начала его работы, - и по-хорошему завидуют тому педагогическому братству, в которое попадает начинающий специалист.
В этом году молодых педагогов первого года работы принимал Московский городской Дом учителя, что, конечно, тоже символично: не каждая профессия может похвастаться собственным домом, богатым традициями и живущим настолько насыщенной жизнью. Да и дата проведения «Первых шагов» (27 октября) оказалась значимой. К этому времени начинающий специалист уже осознает себя настоящим педагогом: он успел столкнуться с первыми трудностями и почувствовать прелесть первых побед, он с радостью встретил 1 сентября и не менее радостно - День учителя. И вот настал его личный праздник. Почему личный? Педагоги, пришедшие в этом году в образовательные учреждения столицы, получили приглашения на «Первые шаги», а попав в Дом учителя, смогли погрузиться в атмосферу настоящего торжества.
Ежегодно «Первые шаги» знакомят начинающих специалистов системы образования с городским и окружными советами молодых педагогов. На этот раз в подготовке праздника участвовали все десять московских округов. Каждый совет представил «визитную карточку» - концертный номер - и выслушал предсказания «астролога» на текущий учебный год.
За внешней канвой творческой непосредственности не прекращала идти уже знакомая молодым педагогам работа. Они могли получить своевременную консультацию по всем интересующим вопросам у психологов Центра наставничества Московского гуманитарного педагогического института, юристов МГО Профсоюза работников образования и науки, специалистов МИОО и представителей городского Совета молодых педагогов.
«Первые шаги» познакомили вчерашних выпускников столичных вузов и колледжей с представителями Департамента образования, выступившего в качестве организатора праздника. С приветственным словом к молодым педагогам обратились первый заместитель руководителя Департамента образования Михаил Тихонов, заместитель начальника Управления государственной службы и кадров МДО Татьяна Фетисова, председатель Московского городского Совета ветеранов педагогического труда Вера Калгашкина, победитель конкурса «Учитель года России-2010» Михаил Случ, а также представители всех четырех столичных педагогических вузов.
Эта поддержка со стороны людей знающих и опытных, их заинтересованность в делах молодых не могут оставить начинающих педагогов равнодушными. И уже давно никого не удивляет, когда представители Департамента образования или окружных управлений подходят к постоянным участникам «Первых шагов» - активистам совета, называя их по именам и демонстрируя осведомленность во всех значимых проектах, акциях и мероприятиях молодого педагогического сообщества столицы.
В этом году «Первые шаги» ознакомили с работой советов не только начинающих специалистов, но и делегации из других районов нашей страны, а также из ближнего зарубежья. Точнее говоря, гости так или иначе уже слышали об общественных профессиональных организациях столицы, успели не только пообщаться, но и подружиться, ведь некоторым молодым педагогам удалось этим летом побывать во время выездного лагеря-семинара под Анапой. Здесь же, в Москве, активисты Совета показали в действии все то, о чем с таким азартом рассказывали коллегам на Черноморском побережье.
Подобная рабоче-праздничная атмосфера царила на протяжении всего дня, причем не только в зале, но и в кулуарах. Кроме обсуждения творческих номеров и астрологических прогнозов на текущий учебный год, от участников «Первых шагов» можно было ожидать и пересказа последних новостей в сфере образования и молодежной политики, и дискуссий по поводу грядущих нововведений, и размышлений о некоторых значимых событиях Года учителя, включая неожиданную, но ожидаемую победу Михаила Ильича Случа в конкурсе «Учитель года Росси». К слову, присутствие на «Первых шагах» Михаила Случа, ставшего триумфатором в такой значимый для всего педагогического сообщества год, сделало праздник особенно запоминающимся и в очередной раз показало молодым, к чему можно и следует стремиться.
Жизнь невозможна без движения, а тем более жизнь педагога. Своим примером он заставляет идти вперед других: молодых и опытных коллег, друзей, воспитанников и учеников. Рано или поздно учитель почувствует себя танцором на очень важном и престижном соревновании, осознaет, что буквально каждый его шаг оценивается и рассматривается строгими членами жюри. Какой танец выберет для себя начинающий педагог? Вальс аристократа или современный брейк-данс, сольное выступление или номер в группе? Будут ошибки и будет усталость, но за ними неизменно придут высокие результаты, ощущение успеха и радость побед. Главное - почувствовать верный ритм и не сбиться с шага, особенно если первый шаг был таким запоминающимся!