- Приокский район расположен в нагорной, скажем так, центральной части города и, как следует из названия,  тянется по высокому берегу Оки, - рассказывает Наталья Фомина. Район компактный, на его  территории много предприятий и научно-исследовательских институтов, связанных с различными отраслями промышленности, в основном с  автоматизированными системами и  радиоэлектроникой. Таким образом, большинство населения района - научно-техническая интеллигенция и высококвалифицированные рабочие, так что образовательные учреждения должны соответствовать.
Преимущество района по сравнению с другими - большая парковая зона, простирающаяся вдоль окских откосов - любимое место отдыха приокчан. Наша нижегородская «Швейцария» (именно так называется парк) в последние годы стала еще более красивой и благоустроенной.
Район на глазах молодеет, появилось много новостроек. Одна из самых важных - пристройка к 11-й школе, которую мы ждали почти 10 лет. Это практически еще одна новая школа. Сданы два корпуса 48-й, самой большой школы, расположенной в густонаселенном микрорайоне Караваиха. Оба корпуса оснащены самым современным оборудованием, прекрасной мебелью. Планируется реконструкция и основного центрального корпуса.
В сентябре этого года введен в строй новый детский сад №271 на 100 мест. Это долгожданное событие для родителей дошколят микрорайонов улицы Горная и поселка Дубенки.  
На территории десяти школ построены спортплощадки с полиуретановым покрытием, которые используются круглый год, а в школе №45 построен современный физкультурно-оздоровительный комплекс.  Одним словом, наблюдается заметный прогресс в совершенствовании материальной базы всех образовательных учреждений. Так, например,  новой школьной мебелью полностью оснащены классы первой и второй ступеней. В каждой школе имеются по 2 компьютерных зала, создается единая компьютерная образовательная среда.
- Наталья Борисовна, а чем вы особенно гордитесь?
- 48-я школа специализируется на компьютеризации образовательного процесса - там создана единая локальная сеть, появилась интерактивная система голосования, электронные микроскопы для кабинета биологии, метеостанция для кабинета географии, электронный планшет для рисования. В фойе школы установлена информационная электронная панель для новостей, расписания занятий и справочной информации для родителей.  Школа стала районным Ресурсным центром по оснащению образовательного процесса новейшими информационно-коммуникационными технологиями. На ее базе проходят обучение учителя и воспитатели других образовательных учреждений района. На сегодняшний день наша задача - сделать все, чтобы каждый учитель и воспитатель, какого бы он возраста ни был, не только овладел компьютером, но и активно использовал  современные информационные  технологии в своей деятельности.
- По-видимому, если я поняла правильно, у вас нет проблем с учителями информатики. А как с другими специальностями? Неужели полная кадровая обеспеченность?
- Проблем с преподавателями информатики у нас действительно нет. Было время, когда не хватало учителей начальных классов,  теперь вопрос решен. Безусловно, вакансии есть, но они единичные, то есть проблема решается в рабочем порядке, без особых трудностей.
- Расскажите о системе дополнительного образования. Наверное, у пап и мам с учеными степенями весьма высокие требования к организации досуга своих вундеркиндов?
- Известный в городе клуб имени Кринова выполняет функцию районного Дворца культуры и, к сожалению, не может вместить всех желающих заниматься в его кружках и студиях. На сегодня  в клубе создано 57 групп, в них более 760 детей и подростков. Маловато в районе социально-культурных учреждений: нет  бассейна, нет хорошего крытого льда, где могли бы заниматься наши дети.
- Вы владеете статистикой: сколько в районе социально неблагополучных семей и детей-сирот?
- Число сирот, к сожалению, растет. Брошенных детей, то есть имеющих родителей, но не имеющих заботы, стало меньше. Профессионально работают специалисты  отдела защиты прав детства.  Активно развивается семейное устройство детей: оформление опеки, усыновление, увеличивается количество приемных семей.
- А если семья в целом нормальная, но неполная и мама осталась без работы - как вы  ей помогаете?
- Детям из таких семей мы предоставляем вне очереди место в детском саду, чтобы ребенок большую часть дня был сыт и находился под присмотром и чтобы маме было легче найти работу. Органы соцзащиты помогают ей материально. Кстати, с отделом соцзащиты мы тесно сотрудничаем: проводим совместные комиссии, разрабатываем программы и мероприятия.  
- Наталья Борисовна, несколько слов о себе.
- Мой стаж управленческой деятельности почти 10 лет. Считаю, что прошла хорошую школу и за это благодарна своим учителям. Муниципальную службу начала в  должности главного специалиста, затем была заместителем начальника управления и вот пять лет назад стала руководителем. Должна сказать, что сразу ощутила потребность в юридическом образовании и поэтому окончила Нижегородскую правовую академию.
По первому образованию я учитель английского и немецкого языков.  Начинала трудовую деятельность в школе, к сожалению, проработала недолго, затем преподавала в институте, причем не у нас, а в Украине - так сложилась судьба. Когда возвратилась в родные пенаты, учительскую деятельность пришлось бросить. Перешла в дошкольное учреждение из-за сына, который часто болел.
- Но зато теперь вы, наверное, знаете специфику каждого вида педагогической деятельности?
-  Да, это правда. Получилось, что я прошла все ступени образования, и это очень помогает в работе. Начинающему руководителю бывает  сложно разобраться во всех тонкостях и особенностях работы подчиненных. Я же их знаю изнутри. Стараюсь  принимать участие во всех мониторингах, проводимых школьным отделом, часто бываю в образовательных учреждениях, чтобы быть в курсе событий, которые происходят в школах и детсадах. Безусловно, я доверяю  специалистам управления,  тем не менее  должна все видеть собственными глазами и иметь полную информацию обо всем.
- С чем связана такая дотошность?
-  В последнее время поступает много звонков от родителей по самым разным вопросам.  Родители теперь очень активные. Они доверяют нам самое дорогое, что у них есть - детей, и вправе требовать квалифицированной работы воспитателей и учителей. И это правильно. Многие пытаются активно влиять на образовательный процесс. Моя же задача компетентно ответить на все вопросы родителей, если надо, защитить права педагогов и разъяснить им их обязанности.
- Наталья Борисовна, какие проблемы для вас как руководителя становятся сегодня первоочередными?
- Появилась проблема с дошкольными учреждениями. Казалось бы, район по численности населения не самый большой, но последний всплеск рождаемости поставил нас в затруднительное положение - очередь в дошкольные учреждения возросла. В 2011 году планируется реконструкция бывшего детского сада  №5 на улице Батумской - раньше он принадлежал заводу НИТЕЛ, а во время демографического спада в нем обучались ученики школы №48. После реконструкции получим 100 дополнительных мест. К сожалению, в  районе пока нет практики выкупа квартир на первых этажах жилых домов для организации там домашних  детсадов, но мы думаем об этом в перспективе. Речь идет о муниципальном учреждении, когда воспитатель группы в пять-семь человек - работник близлежащего детсада. Это решило бы проблему.

Нижний Новгород

Комментарий


Татьяна ТРАМБИЦКАЯ, начальник отдела капитального ремонта и обеспечения материально-технических условий Департамента образования Нижнего Новгорода:

- Проблема нехватки дошкольных образовательных учреждений стоит в городе очень остро. Очереди большие, люди записываются на получение места в детских садах чуть ли не до рождения ребенка. Разумеется, Департамент образования со своей стороны делает все возможное, чтобы решить проблему. Но не все в наших силах. Дело в том, что строительство муниципальных объектов ведет Департамент строительства, и финансирование идет через него. Наш департамент лишь подает заявки и вносит свои предложения.
В городе реализуется программа расширения сети муниципальных детских садов, согласно которой в этом году должны быть сданы четыре садика: в Автозаводском районе, Канавинском, Приокском и Сормовском. Решается также вопрос о пятом - в новом микрорайоне «Медвежья долина» в Нижегородском районе. Там много молодых семей, и объекты социальной инфраструктуры очень нужны. Разумеется, пять детсадов на большой город решат проблему лишь отчасти. Поэтому программа предусматривает также реконструкцию помещений в детсадах, ранее (во время спада рождаемости) переделанных в актовые залы или методические кабинеты. К сожалению, с этим мы несколько запоздали, поэтому сейчас активизировались. Будем искать и другие варианты. Правда, в том, что санитарная инспекция разрешит устраивать группы для дошкольников в переделанных квартирах жилых домов, я, как специалист, очень сомневаюсь, хотя слышала, что опыт такой в других регионах есть.

Статфакт

В Приокском районе 44 образовательных учреждения: 8 общеобразовательных школ, две школы с углубленным изучением отдельных предметов, одна коррекционная, центр дополнительного образования, два учреждения дополнительного образования и тридцать детских садов. 7297 детей учатся в школах, 4100 посещают детские сады.