Создание городской экспериментальной площадки «Библиотека в школе будущего» в 2007-2008 учебном году позволило объединить усилия наиболее творчески работающих школьных библиотекарей столицы, направленные на поиск новых форм работы учащихся с книгой, создание методик поддержки детского и семейного чтения, деятельностных способов приобщения юных читателей к наследию мировой и отечественной культуры.
Основу концепции городской экспериментальной площадки составили несколько положений. Библиотека в школе будущего должна стать значимой инфраструктурой образовательного процесса. Тенденция только функционального использования библиотеки не позволяет относиться к ней как к особому образовательному пространству, сохраняющему и поддерживающему ценность книги как таковой, ценность работы с книгой, определяющему место книги в современном обществе. Роль библиотеки из обслуживающей, пассивной должна быть превращена в активную. Это означает, что человек, занимающийся библиотекой в образовательном учреждении, должен занять активную позицию в образовательном процессе, а в пространстве библиотеки должны развертываться разные виды деятельности школьников, связанные с книгой.
Целью экспериментальной деятельности стало создание вариативной модели библиотеки, отвечающей потребностям и специфике образовательных учреждений различного вида: общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и др.
Участниками эксперимента стали гимназии №№1503, 1554 и 1573 (СВАО), Центры образования №№1409 (САО), 1437 (ЗАО); 166 (СВАО); 1449 (СВАО); 542 (ЗАО); школы №№425 (САО); 1970 (ЮЗАО); 1931 (ЮЗАО); 1284 (ЦАО); 1738 имени авиаконструктора М.Л.Миля (ЮВАО); лицей №1564 (СЗАО).
Работа шла по следующим основным направлениям.
Библиотека как центр развития творчества - разработка и развитие творческих проектов, в том числе предполагающих участие не только школьников, но и педагогов, родителей.
Медиасреда школьной библиотеки - роль медиасреды в образовательном процессе.
Школьная библиотека - центр интеллектуального и делового партнерства - взаимодействие школьной библиотеки с различными организациями, субъектами за пределами образовательного учреждения; выход школьной библиотеки с различными инициативами в пространство округа, района, города.
Библиотека как центр поддержки исследовательской и проектной деятельности в школе - роль и место школьной библиотеки в данном процессе.
Музейная педагогика - создание музея книги как части образовательного пространства школы.
К настоящему времени участниками городской экспериментальной площадки спроектировано одиннадцать вариантов модели библиотеки образовательного учреждения. Часть из них можно считать логически завершенными, другие же находятся в стадии активного становления. В школе №1970 разработана модель «Библиотека - музей истории книги - образовательное пространство школы», уже создан уникальный музей, в котором практически все экспонаты собраны (или выполнены) руками школьников. Особенность этой модели заключается в том, что в музее проходят не только экскурсии, которые, кстати, ведут сами школьники, но и проходят интегрированные уроки по истории, МХК, литературе и другим предметам. Именно такие занятия неизменно вызывают большой интерес у учащихся всех возрастов. Эффективность их обеспечивается четко разработанными алгоритмами, приведенными на схемах 1 и 2.
ЦО № 166 спроектировал модель «Библиотека - информационно-деловой центр школы». Ее основой стала разветвленная система клубной деятельности школьников помимо таких традиционных структур, как абонемент, читальный зал, книжный фонд, на базе библиотеки открыты интернет-кафе и деловой клуб. Деловой клуб объединяет клубы интересных встреч старшеклассников «Алый парус», юных дикторов «Услышьте наши голоса», истории православия «Свеча». Кроме того, многолетняя деятельность развернутой при библиотеке литературной гостиной «Вдохновение» получила свое продолжение в работе литературно-художественного объединения «Проба пера и кисти» и издательского центра, выпускающего альманах творческих работ школьников. Общая структура информационно-делового центра представлена на схеме 3.
В школе №1931 выстроена «Модель сотворчества в едином образовательном пространстве «школа - ученик - школьная библиотека - семья». Механизмом воплощения этой модели в жизнь стала система творческих объединений, созданная на базе школьной библиотеки, а также работа над социально значимыми проектами, позволяющими осуществить выход за пределы школы: в пространство района, округа, города. Последним из таких проектов стало создание Книги памяти, в работе над которой участвовали школьный библиотекарь, учащиеся, педагоги, родители. Одной из составных частей подготовки проекта послужило обращение школьников в передачу «Жди меня», чтобы помочь одному из ветеранов найти кого-либо из родственников, с которыми его разлучила Великая Отечественная война. Сегодня Книга памяти выдержала уже два издания, а участники пространства сотворчества планируют новый социально значимый проект.
В гимназии №1503 создана модель библиотечно-информационного центра (БИЦ) как основы социокультурной среды, а также способ эффективной реализации в образовательном процессе компетентностного подхода благодаря системе внутришкольных межпредметных исследований, проектов и конкурсов, в которых участвуют все гимназисты.
Специфика деятельности библиотечно-информационного центра заключается в инициировании и развитии пролонгированных проектов. Среди них можно выделить ежегодную открытую конференцию «Уроки Д.С. Лихачева», деятельность читательского клуба «Книжная экспедиция», конкурс-турнир «Интеллектуальный марафон», работу литературной гостиной. Другая особенность модели - выстраивание широкого спектра внутренних (между творческими объединениями, существующими в рамках гимназии) и внешних интеллектуальных связей, в том числе с библиотеками Москвы, вузами и колледжами столицы и других городов России, гимназиями Республики Беларусь. Система работы БИЦ представлена на схеме 4.
Еще одна значимая сфера деятельности библиотечно-информационного центра связана с поэтапным формированием медиасреды школьной библиотеки. Информационные технологии становятся в таком случае средством (а иногда и базой) реализации тех пролонгированных проектов, которые были перечислены выше.
Необходимо отметить, что это направление экспериментальной деятельности стало ведущим для еще одного участника городской экспериментальной площадки - лицея №1564. Здесь разработана модель «Библиотека - культурный и информационный центр лицея», основу которой составили не только массированная информатизация библиотеки и образовательного процесса в целом, но и целенаправленная политика расширения художественного и справочного книжного фонда, спектра выписываемой периодики для учащихся и педагогов.
Некоторые участники городской экспериментальной площадки сосредоточили свои усилия на разработке моделей школьной библиотеки, которые ориентированы на самоопределение учащихся. Например, школа № 1738 имени авиаконструктора М.Л.Миля спроектировала модель «Самоопределение читателя в культуре и творчестве через проектную и исследовательскую деятельность». Основой для выстраивания пространства самоопределения стала школьная библиотека. Анализ экспериментальной деятельности показал значительный рост количества школьников, занимающихся проектной деятельностью по различным предметным дисциплинам, а также социально ориентированными проектами. В качестве наиболее успешного можно назвать социологический опрос-исследование «Кто мы, какие мы?». Кроме того, за годы участия в эксперименте все большее количество школьников выделяют в качестве приоритетной творческую деятельность. Это участие в спектаклях, в работе литературной гостиной, публикация творческих работ разных жанров в школьном альманахе «Вообразилия» и в московской периодической печати, создание графических и живописных работ (вплоть до участия в дизайне школы).
В близком проблемном поле работал и ЦО №1449, где была создана модель «Школьная библиотека как центральное звено образовательной среды, способствующей самоопределению учащихся». Здесь в основу также была положена система проектной деятельности по разным школьным дисциплинам, а также на стыке нескольких предметных областей, библиотека стала интегрирующей площадкой деятельности методических объединений учителей-предметников и системы дополнительного образования в школе, а также инициатором выстраивания внешних связей, выводящих экспериментальную деятельность за рамки образовательного учреждения. Новизна этой модели заключается в том, что она позволяет последовательно реализовать три этапа самоопределения школьника: в способах деятельности - в профессии - в социуме. Структура модели, разработанной в ЦО №1449, представлена на схеме 5.
Не менее интересна модель «Библиотека - центр научно-исследовательской деятельности гимназии», разработанная в гимназии №1573. Ее особенность - пакет инновационных разработок, позволяющих выстроить систему исследовательской деятельности учащихся. Среди них - технология подготовки и проведения городских читательских форумов  и недель чтения и грамотности, технология «Читательский портфель», технология проведения читательских конференций, где и педагоги, и учащиеся могут представить свои любимые или недавно прочитанные книги. Отдельного упоминания заслуживает методика параллельного чтения, направленная на расширение сферы исследования через обращение не только к справочным и научным текстам, но и к художественным. Это позволяет гимназистам найти новые, иногда неожиданные ракурсы в изучаемом предмете. Анализируя работу в эксперименте, педагоги гимназии отметили, что в исследовательскую деятельность на базе библиотеки включены не только школьники, но и они сами: выбранный подход к образовательному процессу потребовал создания новых методик и приемов понимания текста. Структура модели, созданной в гимназии №1573, дана на схеме 6.
ЦО №1409 разработал модель «Школьная библиотека в полилингвальном пространстве: развитие информационной культуры учащихся». В этом образовательном учреждении учатся представители разных национальностей и культур. Способом выстраивания межкультурного диалога стало создание открытой библиотеки, интегрирующей через чтение на разных языках творческие инициативы школьников.
В школе №1284 спроектирована модель «Социальная реклама библиотечных продуктов и услуг как мотивационный ресурс учащихся». В ее основу положена поэтапно описанная авторская технология социальной рекламы в школьной библиотеке. Ядром деятельности данной модели стал библиотечный актив, в который входят школьники 5-9-х классов. Именно они помогают библиотекарю в поиске и реализации разных механизмов мотивации учащихся младших классов к чтению.
Невозможно рассказать обо всех практических результатах работы и других участников городской экспериментальной площадки «Библиотека в школе будущего», хотя их опыт не менее интересен и актуален в современной образовательной ситуации. Основные механизмы инновационной деятельности, которые характеризуют научный результат деятельности городской экспериментальной площадки, - это:
- развитие, теоретическое обоснование и разработка способов трансляции моделей библиотеки для образовательных учреждений различного вида;
- проектирование различных форм медиасреды школьной библиотеки;
- выстраивание системы пролонгированных проектов, позволяющих осуществлять интеллектуальное и деловое партнерство школьной библиотеки с различными структурами и учреждениями района, округа, города;
- проектирование библиотечного пространства как центрального звена системы проектной деятельности школы;
- проектирование и развитие различных форм клубной и художественно-творческой деятельности на базе школьной библиотеки;
- технология подготовки и проведения городских читательских форумов, недель чтения и грамотности;
- технология «Читательский портфель», направленная на развитие мотивации школьников к чтению и рост их исследовательской грамотности;
- технология социальной рекламы в школьной библиотеке;
- разработка технологий и методик, обеспечивающих сопровождение и коррекцию интеллектуального и эмоционального развития детей с ограниченными возможностями.

Л.ГОЛУБЦОВА, кандидат филологических наук, зав. отделом гуманитарно-филологического проектирования НИИ ИСРОО;
В.МИТИНА, главный специалист Департамента образования;
Н.ЖИРОВА, кандидат педагогических наук